Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 18 может – однако это не соответствует реальному положению вещей , поскольку в мире существует зло » [11, с .35]. Вопрос о том , есть ли возможность оправдать всемогущество и всеблагость Бога при существовании мирового зла , стал центральной темой богооправдания – т . е . теодицеи . Хотя данная проблема ( теодиция ) имела место уже в античной философской традиции , на первый план она выходит лишь в монотеистических религиях . В рамках заявленной темы нам видится целесообразным рассмотреть христианскую ( преимущественно православную ) традицию богооправдания , так как именно она оказала значительное влияние на теодицею русской религиозно - философской мысли . Принципы библейского истолкования зла , которые учат верному отношению к злу и страданиям , были выведены В . С . Ольховским [12]. Первый принцип – это принцип наказания , который является фундаментом для остальных принципов истолкования зла и страдания в Библии . « Понятие карательного правосудия – составная часть цельного рационального и гармонического мировоззрения , в котором все составные части вносят совместный согласованный между собой вклад в упорядоченный космос . Это прямая связь между причиной и следствием : действия ( поступки ) определяют судьбы людей , рано или поздно человеческая справедливость ( праведность ) будет вознаграждена , а человеческая несправедливость ( греховность ) будет наказана » [12]. Второй принцип – оглашает собой непосредственно отношение к злу как к некой мере воспитания . Данный принцип вторит первому , т . е . так же здесь присутствует страдания и боль , однако он не связан с правосудием Бога , а скорее с неким « дисциплинарным взысканием », с целью приблизить к себе человека , дать ему разумность через мучения и терзания . Третий принцип представлен испытанием : зло как испытание ( отношение к злу и как к свидетельству или испытанию ). Четвертый принцип откровения представляет зло как подтверждение вступления людей к максимальному приближению и глубокому знанию Бога , которое возможно лишь через откровение . Человеческий разум неспособен правильно осознать все деяние Бога и « поэтому всю темень нашего зла » [12]. Чем больше человек познает Бога , тем больше осознает свои пороки и тем сильнее терзается и страдает . Пятый принцип превозносит отношение к злу как к некой тайне для человеческого разума . В некоторых случаях определенное зло не поддается никакому логическому толкованию . И в Библии часто говорится о тайне страданий . Как пишет В . С . Ольховский : « Этот принцип оказывается полезным в двух отношениях . Во - первых , он выводит нас за рамки ограниченной интерпретации , которая в некоторых случаях невозможна и тем самым открывает путь альтернативному и возможно более адекватному решению . Во - вторых , своим величием он заставляет нас почувствовать обширность и тайну всей вселенной , равно как и необходимость смирения , терпения и веры в наших поисках решения проблемы конкретного зла и страдания . Христиане признают , что понимание смысла зла нами , как конечными творениями , неизбежно ограничено » [12]. Шестой принцип – эсхатологический (« эсхатология как учение о последних вещах , конечной судьбе мира и человека » [17, с . 60]).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=