Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 17 УДК 122/129 Г . В . Валеева ( Тульский государственный педагогический университет им . Л . Н . Толстого ) Тел .: 8 (4872) 35-74-37, e-mail: stark.k@rambler.ru ПРОБЛЕМА ТЕОДИЦЕИ В БОГОСЛОВИИ И РУССКОЙФИЛОСОФИИ XIX-XX ВВ. В статье анализируется проблема теодицеи в богословской и философской традициях . Рассматриваются категории добро и зло ; определяются основные формы зла и их оправдание ; рассматривается вопрос о существовании зла в мире и мере ответственности за зло человека , а так же согласование идеи Благого и Всемогущего Бога с наличием мирового зла . Ключевые слова : теодицея , богословие , русская философия , добро , зло , человек , свобода выбора , ответственность , оправдание Бога . Существование зла в мире – это весомый аргумент в пользу того , что бы усомниться в бытии Бога и его мироустроении . Зло проявляется в каком либо выборе и намерении , которые искажают порядок установленный Богом в физическом мире и удаляют человека от Бога . Зло среди людей появляется , когда сам человек противопоставляет себя миру ; появляется тогда , когда « вместо деятельности по образу и подобию Бога , первые люди отделили себя от Бога и захотели сами стать богами . А это привело , в свою очередь , к их отделению от природы , друг от друга и разделению внутри каждого человека . Образ Бога был разбит на всех уровнях ( нравственно , интеллектуально , психологически , социологически ). И именно большая часть страданий произошла и происходит от отделения от Бога , от природы , друг от друга и разделения внутри самих себя : это естественные и справедливые следствия нарушения воли Бога » [12]. « С умозрительно точки зрения Бог – бесконечное , абсолютное начало сущего в его соотношении с человеком как конечным духовным существом » [11, с . 20]. Бог как Абсолют заключает в себе три главных принципа совершенства : Бог – совершенство и абсолют , Бог - источник всего сущего ; Бог – абсолютно духовное начало ; Бог – всеблагой источник справедливости и добродетели . Являясь совершенным и абсолютным началом всего сущего , Бог являет собой целостность трех моментов совершенства : Бог – всемогущ , всеведущ и всеблаг . « Бог абсолютно – божественен » [9, с . 44]. Исходя из этого , возникает вопрос о том , как Бог , являясь единством трех степеней совершенства , допускает и попускает зло в мире ? Такие предельные вопросы ставились многими великими умами , одним из которых был древнегреческий мыслитель Эпикур , который одним из первых он выразил проблему противоречия между всемогуществом и всеблагостью Бога и наличием в мире зла : « Либо , Бог не хочет зла , но не может его пресечь – и тогда он не всемогущ . Либо он может пресечь зло , но не хочет этого делать – тогда он не всеблаг . Либо не хочет и не может – тогда Он несовершенен вдвойне . Либо же , хочет и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=