Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 134 Качественный анализ результатов , полученных в ходе контрольного обследования , свидетельствует о том , что у детей улучшились показатели восприятия эмоций , наблюдается положительная динамика качественных и количественных изменений в выражении эмоций у детей с ЗПР как психогенного , так и церебрально - органического генеза . Результаты контрольного эксперимента показали , что высокого уровня распознавания и выражения эмоций достигли 20% детей ( психогенный генез , предположительно , педагогическая запущенность ). Для определения эмоционального состояния 60% детей с наводящей помощью взрослого исправляют ошибку и включаются в работу , что говорит о среднем уровне выражения эмоций . 20% детей при ответе неадекватно оценивают эмоционально - экспрессивные проявления , они неправильно соотносят эмоциональные состояния с их названием – низкий уровень развития ( церебрально - органический генез ), но внутри уровня их показатели улучшились . Результаты экспериментальной работы дают основание сделать вывод о том , что для развития эмоциональной экспрессии детей дошкольного возраста с ЗПР в играх - драматизациях необходимо соблюдение следующих педагогических условий : – направленность коррекционной программы на расширение представлений детей об эмоциональных проявлениях и развитие умения выражать эмоциональные состояния вербальными и невербальными способами ; – использование специально подобранных игр - драматизаций по сюжету знакомых детям литературных произведений , способствующих развитию пантомимической и мимической выразительности и выразительной речи ; – реализация коррекционно - развивающей программы , включающей в себя три этапа : ориентировочный , направленный на обогащение представлений детей об эмоциональных состояниях и способах их выражения ; основной , на котором будет осуществляться работа по развитию эмоциональной экспрессии в ходе проведения игр - драматизаций ; обобщающий , направленный на закрепление умений передавать и понимать эмоциональную экспрессию . Литература 1. Акулова О . А . Театрализованные игры // Дошкольное воспитание . 2005. № 4. С . 24-27. 2. Ежкова Н . С . Дошкольное образование и мир детских эмоций : теоретико - методические основы взаимовлияния : монография . Тула : Изд - во ТГПУ им . Л . Н . Толстого , 2014. 159 с . 3. Изотова Е . И ., Никифорова Е . В . Эмоциональная сфера ребенка . М .: Академия , 2004. 288 с . 4. Кокорева О . И . Мониторинг эмоциональных проявлений детей в подвижной игре и других видах двигательной деятельности // Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга эмоционально -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=