Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 133 этапе были проведены 2 занятия - беседы , направленные на обогащение представлений детей об эмоциональных состояниях и способах их выражения . Занятия этого этапа строились по следующему алгоритму : чтение или рассказывание литературного произведения , в котором ярко представлено одно из основных эмоциональных состояний ( радость , грусть , злость , обида , стыд , интерес , удивление , страх ); беседа по прочитанному произведению с обсуждением эмоционального состояния героев , совместный пересказ ; рассматривание наглядного материала , вербализация эмоциональных состояний персонажей . Поскольку дети с ЗПР особенно нуждаются в наглядности , в ярких зрительно воспринимаемых примерах , образцах во второй и третьей частях занятия было организовано рассматривание иллюстраций , сюжетных картинок , пиктограмм . Это позволяло знакомить дошкольников с символическими изображениями различных настроений , эмоциональных состояний персонажей по внешним признакам , с причинами возникновения определенных эмоций у героев . На основном этапе мы осуществляли работу по развитию эмоциональной экспрессии в ходе проведения 8 занятий с использованием игр - драматизаций по сюжету вышеперечисленных произведений . Для обучения выразительным движениям , способствующим лучшему пониманию себя и других , тонизации сенсорики , вызова эмоционального отклика применялись психогимнастические этюды : « Грустный зайка », « Хитрая лиса », « Радостный Колобок », « Злой волк », « Тонкий лед », « Глубокий снег », « Интерес лисы », « Хрупкая ваза », соответствующие теме произведения и рассматриваемой на занятии эмоции . С целью развития у детей моторных невербальных ( мимических , жестикуляционных , пантомимических ) и вербальных механизмов ( слова , звуки , фразы ) эмоциональной экспрессии проводились эмоционально - экспрессивные игры по сюжету произведения , позволявшие заложить основы выразительности внешних эмоциональных проявлений , интерес к моторному звену эмоционального отклика , имитационным действиям . На занятиях детей также учили различению эмоций по схематическим изображениям и способам вербального и невербального выражения экспрессивности . В процессе игр - драматизаций дети учились передавать эмоции и понимать мимику и пантомимику всех участников , у них совершенствовалось умение создавать художественные образы с помощью средств выразительности : мимики , жестов , движений , речи . Обобщающий этап работы включал 2 занятия , направленные на закрепление умений передавать и понимать эмоциональную экспрессию в игровых упражнениях и играх - драматизациях по сказкам « Снежная королева », « Медведь – липовая нога ». На этих занятиях детям предлагалось загадать определенное эмоциональное состояние и показать его , используя средства эмоциональной экспрессии , в то время как остальные дети должны были узнать продемонстрированную эмоцию .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=