Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 132 Эти группы достаточно малочисленны . По нашим данным они составляют соответственно 18 и 13 процентов от всего контингента обследованных детей . Большинство детей составляют 3 группу . 3 группа . Активность в театрализованной игре , желание участвовать в ней , психомоторные реакции ребенка зависят от её привлекательности и действий дефектолога . В целом дети охотно откликаются на игровую задачу , стремятся к выразительному исполнению роли . Однако методические ошибки педагога приводят к снижению активности , потере интереса к игре . Эмоциональная экспрессия , окраска высказываний детей , речевая активность различная в зависимости от обстоятельств ( широкий диапазон от выразительности мимических реакций , естественности , непринуждённости движений , положительных эмоциональных высказываний , активности до бедной мимики , скованности , напряжённости движений , невыразительности речи , пассивности ). Особо притягательными для детей игра становится благодаря эмоционально окрашенному участию в ней взрослого . На этом основании нами был сделан вывод о том , что на участие детей в театрализованной деятельности , их эмоциональную экспрессию , выразительность игровых действий непосредственно влияют действия дефектолога и используемые им приемы коррекционно - развивающего воздействия , поэтому необходимо выявить педагогические условия , при которых игра - драматизация будет эффективным средством развития эмоциональной экспрессии у детей с ЗПР . Экспериментальная работа проходила в МДОУ № 129 г . Тулы , для нее была разработана коррекционно - развивающая программа , включавшая комплекс занятий , последовательно реализованный на ориентировочном , основном и обобщающем этапах . Отобранные для ее реализации литературные произведения должны были способствовать обогащению выразительности экспрессии и представлений о причинно - следственных связях в соответствующих сюжету эмоциональных проявлениях : эмоция « Удивление » – русская народная сказка « По щучьему велению »; эмоция « Интерес » – русская народная сказка « Кот , петух и лиса »; эмоции « Злость - гнев » – сказка Л . Н . Толстого « Три медведя »; эмоция « Обида » – сказка В . Катаева « Цветик - семицветик »; эмоция « Грусть » – русская народная сказка « Заюшкина избушка »; эмоция « Страх » – английская народная сказка в обработке С . Михалкова « Три поросенка »; эмоция « Стыд » – рассказ Н . Носова « Заплатка »; эмоция « Радость » – русская народная сказка « Колобок ». Нами был разработан алгоритм ознакомления дошкольников с художественным произведением как структура предварительной работы : чтение или рассказывание ; рассматривание иллюстраций ; беседа по прочитанному , направленная на осмысление произведения и эмоциональных состояний персонажей ; совместное со взрослым рассказывание по ролям . Учитывая выявленные в ходе диагностики трудности понимания и вербализации детьми с ЗПР эмоциональных состояний , на ориентировочном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=