Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 131 осознают , что голосом можно выразить эмоциональное состояние и не дифференцируют просодические средства эмоциональной экспрессии . Результаты выявления степени развития эмоциональной восприимчивости свидетельствуют о том , что большая часть детей не может опознать и продемонстрировать все предложенные эмоции . Рисунки с изображением эмоций были более доступны для понимания , чем эмоциональные состояния , представленные на схемах . Следует отметить тот факт , что среди испытуемых выделялись дети , которые , несмотря на ошибки , совершаемые в процессе выбора соответствующей карточки с изображением заданной эмоции , быстро подключались к передаваемой эмоции и правильно транслировали ее через невербальный канал . Обследование особенностей выражения эмоциональных состояний ребенка показало , что далеко не все дети исследуемой группы могут использовать мимические и пантомимические выразительные средства для передачи эмоциональных состояний . Большинство детей продемонстрировали неполное ( мимика ) выразительное воспроизведение образа эмоций . Полное ( мимика и пантомимика ) выразительное воспроизведение образа всех предложенных эмоций не удалось никому . Второе направление диагностической программы включало разработанные нами методики наблюдения за эмоциональными реакциями и экспертной оценки эмоциональных проявлений детей в театрализованных играх , в которых использовались критерии , основанные на методах аудиовизуальной психодиагностики : эмоциональная экспрессия лица ( мимика : губы , взгляд , выражение лица , брови , лоб ); выразительная моторика тела ( пантомимика : осанка , походка , жестикуляция , поза , наклон головы ); речевые реакции детей ( эмоциональная окраска высказываний , интонационная выразительность , динамичность речи ); участие в деятельности ( степень активности ) [4]. На основании полученных в них результатов были выделены три группы детей . 1 группа . Эмоциональная экспрессия отличается разнообразным рисунком моторных проявлений ( яркая , живая или достаточно выразительная мимика ; естественность , непринуждённость движений , активность ). Дети проявляют интерес к игровым действиям , часто произносят эмоционально окрашенные реплики . 2 группа . Дети неохотно принимают участие в театрализованной деятельности , пассивны , напряжены , скованы или равнодушны к игровым действиям , их движения невыразительны ( бедная мимика , заторможенность , однообразие движений и поз , эмоционально окрашенные реплики практически отсутствуют ). Исполнение ролей невыразительно . Некоторые из таких детей застенчивы , неуверенны , чувствуют себя дискомфортно . Поведение детей 1 и 2 групп объясняется индивидуальными типологическими особенностями и спецификой структуры дефекта . Оно , во многом , не зависит от характера коррекционно - педагогических воздействий .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=