Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 130 Средний : представления об эмоциях сформированы частично . При опознании эмоциональных состояний допускаются ошибки . Не всегда называются признаки их внешнего оформления . Экспрессивные признаки частично соответствуют эмоциональному содержанию . Низкий : дети не называют основные эмоциональные состояния , не узнают эмоционально - экспрессивные состояния на картинках , графических изображениях , не могут охарактеризовать признаки их внешнего оформления . Экспрессивные признаки не соответствуют эмоциональному содержанию . В процессе исследования способности к эмпатии как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений , было установлено , что дети с ЗПР затрудняются дать точное название эмоции , большинство из них плохо дифференцируют эмоции радость и спокойствие , заменяют эти эмоциональные состояния « весельем », « хорошим настроением » и т . п . Дети путают эмоциональные состояния « удивление » и « страх », замещают « удивление » эмоцией « радость ». В то же время почти все дети справились с определением таких эмоций как « грусть » и « злость », хотя в нескольких случаях встретилось замещение понятия « злость » понятием « грусть ». Никто из детей не смог идентифицировать состояние спокойствия . В основном дети понимали это состояние как радость , либо называли его как « обычное », « нормальное ». Из этого можно сделать вывод , что у дошкольников с ЗПР наблюдается нарушение структуры эмоциональных представлений , возникают трудности мимической имитации по образцу всех модальностей . 70% детей испытывают значительные затруднения как в распознавании , так и в назывании эмоциональных состояний представленных на картинках персонажей . Дети не понимают эмоциональное содержание ситуации , изображенной на картинке даже при помощи наводящих вопросов . 30% детей адекватно распознают и называют эмоциональное состояние персонажа картинки , но не могут выделить его причин . Для этого им требуется помощь , повторение инструкции к заданию . Исследование восприятия и дифференциации эмоций показало , что далеко не все дети могут использовать мимические и пантомимические выразительные средства для произвольной передачи эмоциональных состояний . Почти все дети справились с заданием изображения веселого мальчика / девочки (8 из 10 детей ). Ярко передать эмоцию печали удалось половине испытуемых . Показать испуг и сердитого мальчика / девочку , используя мимику и пантомимику , смогли только 20% детей . Выразительный показ удивления для детей этой группы оказался совсем не под силу . Дети , хотя и пытались изобразить удивление , практически не смогли передать движениями и мимикой данное эмоциональное состояние Никто из детей не справился с заданием « Вербализация эмоций ». Полученные результаты свидетельствуют о том , что дети плохо владеют интонационной эмоциональной выразительностью , с трудом понимают , в чём специфика различных эмоциональных интонационных конструкций , не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=