Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 12 объектом , что или игнорирует его недостатки , или перетолковывает их в положительном ключе . Родители замечают перемены в характере детей , когда они чрезмерно увлекаются общением с кем - то и , если видят , что образец для подражания выбирается неподходящий , то начинают борьбу за развенчание ореола кумира . Применяются запреты на дружбу , просмотр фильма , прочтение книги ; проводятся беседы с изложением доказательств несостоятельности достоинств объекта восхищения . Однако подобные мероприятия , осуществляются они в жестком или щадящем режиме , подчас приводят к обратному результату : к ухудшению семейного микроклимата из - за нарушения взаимопонимания . Дети не могут расстаться с любимыми объектами только потому , что они не нравятся взрослым , но , чувствуя бесполезность сопротивления , затаиваются в своих мыслях , внешне соглашаясь , они занимают круговую оборону изнутри . Кроме того , указанные действия сами по себе бесполезны и порождают лишь иллюзию проделанной воспитательной работы . Разоблачению тут подвергается не вредоносный предмет , а его двойник , ведь как упоминалось выше , дети фетишизируют не друзей или героев , в их истинном обличии , а свои идеальные представления о них . Поэтому , теряя контакт с прототипом кумира , они еще больше сближаются с его виртуальным самообразом , поддерживая с ним постоянный диалог в своем сознании [11, с . 24]. В таких ситуациях , главным становится не затягивание конфликта и не усиление давления на психику ребенка , а методичное , неспешное вытеснение неприемлемого образа кумира приемлемым . Этот процесс запускается на базе представления детям в ходе учебы новых объектов для подражания , настолько ярких и привлекательных , что у них возникает желание познакомиться поближе с этими людьми . Когда ученики видят чье - то изображение или им описываются черты внешнего облика , то происходит первичное отражение объекта , являющееся необходимым шагом к виртуализации . Кстати , традиция размещения в классах и коридорах школы портретов выдающихся деятелей науки и культуры тоже способствует этому , ибо стимулирует запоминание их образов . Это касается и иллюстративного материала учебников , так что имеет смысл подбирать для учеников те из них , которые снабжены большим количеством фотографий . За первым шагом следует второй , вызывающий эмоциональный подъем и открывающий двери вторичному отражению . Что может им стать ? Для ответа на этот вопрос снова обратимся к книге С . Гессена , в которой есть искомые корреляции . Сначала здесь дается критерий , по которому легко рассудить тот или не тот эталон служит путеводной звездой ученику . Прежде всего , им должны пользоваться взрослые , чтобы не допускать ошибок на этот счет и не мешать ребенку развиваться , если выбор он сделал правильный . Отправной точкой оценки является анализ жизненных задач , которые решаются школьником с оглядкой на кумира . Показательной является их масштабность , потому что «… личность обретается только через работу над сверхличными задачами . Она созидается лишь творчеством , направленным на осуществление сверхличных целей науки , искусства , права , религии , хозяйства и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=