Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 11 списке , безусловно , является развитая личность . Он считает , что другие важные итоги учебы могут быть получены проще , скажем , за счет усидчивости , внимательности , ответственности , контроля со стороны взрослых людей . А создание личности требует , помимо указанного , раскованной инициативы самого ученика . Для прояснения данного посыла , педагог сравнивает варианты возможного воздействия на темперамент и личность . Он пишет : « Невиновный в своем темпераменте , которым наделяет его природа , человек не властен также его существенно изменить … Совсем иное , однако , личность человека . Она есть дело рук самого человека , продукт его самовоспитания . Она непрерывно растет или вырождается в своих действиях , усложняется или беднеет качеством тех целей , которые он своей деятельностью разрешает » [3, с . 73]. В этом заключается квинтэссенция педагогики Гессена , а именно в тезисе о том , что личность создается не воспитанием , а самовоспитанием . Поэтому в образовании все должно подчиняться действию , направленному на снятие преград на пути ученика , делающего себя человеком с большой буквы . Участие учителей сводится к инициации процесса перехода сознания учащихся с уровня младенческого витания в облаках и перекладывания заботы о себе на плечи взрослых , на уровень выбора целей для серьезной субъектной самореализации . Они помогают школьникам окунуться в эту работу , корректируют её ход , пресекая через дисциплинирование попытки « уйти в кусты », скрыться от навалившейся необходимости воспринимать себя подросшими , выпадающими из зоны влияния патерналистских усилий окружающих людей . Этот период отличается открытиями в себе новых качественных состояний ума и переживаниями о себе , своем будущем , что нужно для настроя на ученическое путешествие . Энергия сомнений и страхов сублимируется в силу свободного творчества . Здесь важной становится манифестация этической ценности человеческой свободы , причем сопровождающаяся объяснением того , что у детей она проявляется не столько во внешних поступках , которые еще долго остаются зависимыми из - за нестыковок с жизненными детерминациями , сколько во внутренней динамике развития личностного самосознания . С . Гессен , учитывая эти обстоятельства , отмечает : « Поскольку личность никогда не дана готовой , но всегда созидается , она есть не пассивная вещь , но творческий процесс : чтобы познать личность , надо подсмотреть её в напряжении ее волевого устремления , в том , как она притаилась перед совершением свободного акта , перед самым тем моментом , когда этот акт готов от нее отделиться » [3, с . 73]. Как мы понимаем , такого рода самонаблюдения производятся не в пустом сознании , а в заполненном образами , порождаемыми вторичными отражательными сигналами . Среди них наиболее существенное влияние на становление личности школьника оказывает , как известно , образ кумира , на которого он стремится походить . Это виртуал , отражающийся от первичного образа конкретного человека или героя книги , фильма . По сути , виртуальный эталон представляет собой не действительную персону , с положительными и отрицательными качествами , а ее идеализированную модификацию . Данный феномен состоит в основном только из достоинств , потому что ребенок настолько сильно восхищается данным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=