Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 102 УДК 811.133.1 Г . В . Овчинникова ( Тульский государственный педагогический университет им . Л . Н . Толстого ) Тел .: 8(4872)565 275 , e-mail: france@tsput.ru СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСЕМЫ «ГОЛОВНОЙ УБОР» ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В данной статье предпринята попытка описания семантических особенностей названий головных уборов , типичных для французской картины мира . Анализ фактического материала [1] показал , что наиболее релевантными для данного лексико - семантического поля оказываются компоненты , которые эксплицитно и имплицитно представлены в семантическом механизме практически любой номинации головных уборов : гендерный признак , форма , размер , фасон / стиль , цвет , а также сезон и способ ношения . Ключевые слова : лексическое поле , головные уборы , семантические компоненты , французский язык « Головной убор » квалифицируется как одежда , надеваемая на голову , т . е . семантическим показателем является та часть тела , на которую надевают ту или иную вещь , что подтверждает значимость этого компонента для формирования данного понятия : «Le couvre-chef est un accessoire de mode qui se porte sur la tête. Le mot chef ici a le sens de tête”» [2]. Головной убор рассматривается как семантический инвариант для всех названий рассматриваемого лексического пласта . Ядерными семами выступают глагол « couvrir » и существительное «tête/chef». Головные уборы , сменяя друг друга на протяжении столетий , « запечатлели » ценные сведения , отражающие историю , быт , этнографию , культуру того или иного народа . Среди видовых номинаций головных уборов наибольшей частотностью обладают лексемы chapeau/chapka, bonnet, toque. Особую символическую роль играет ouchanka/chapka-ouchanka. Она может быть квалифицирована как один из основных ментально - семиотических конструкторов формирования языкового сознания ввиду « долговечности » своего существования , социальной востребованности и полифункциональности ( распространенный бытовой артефакт , форменный знак военных , полиции и т . д .) Первые шапки - ушанки , по мнению ученых , появились в VI веке до нашей эры . Эти головные уборы были придуманы скифами – кочевыми племенами , жившими в степях . Для надежной защиты от ветра у скифских шапок были длинные « уши », которые можно было обвязывать вокруг шеи наподобие современного шарфа . Только в XIX веке у шапки - ушанки появились тесемки для завязывания . Шапки - ушанки были широко распространены и являлись частью мужского гардероба . Французские словари ранних изданий , а также лексикографические источники ХХ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=