Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 10 виртуальный мир , переходит сам туда – и все : уже света белого не видит » [5, c. 69]. Очевидно , столь генерализированный характер представленной ситуации , демонстрирует ее неподконтрольность субъекту , что симптоматично для проявления бессознательных виртуалов . Но при реализации образовательных проектов используются иные виртуальные образы , которые , хотя и порождаются на волне переживаний , однако полностью осознаются учениками . И все же , уместно задаться вопросом : правильно ли привлекать школьников , особенно младших классов , к таким путешествиям , которые , как теперь известно , неизбежно перегружают психику и заставляют ум бродить среди сложных образов двойного отражения ? Парадокс заключается в том , что как раз первоклассники лучше учащихся старших классов подготовлены к странствиям , а пребывание в виртуале для них – один из самых любимых способов времяпрепровождения . Дело в том , что младенцы после рождения много спят , их сознание не способно сразу активно воспринимать и оценивать физические объекты , как и их первичные образы . Ему гораздо комфортней находиться среди сновиденческих ассоциаций . А по данным современной научной гносеологии сон – это разновидность виртуала , самообразная символизация в которой часто происходит под эгидой архетипов генетической памяти [4, с . 206-215]. По мере взросления дети не спешат суживать границы виртуальной деятельности , хотя спят они меньше , но зато в периоды бодрствования ими вкрапливаются в сознание « посещения » виртуальных ареалов для эмоционального участия в сказочных сюжетах , мечтах и грезах . Причем , маленькие детишки живут не так как взрослые люди , фокус внимая которых попеременно перемещается то в физический мир , то в виртуальный , они могут мысленно находиться сразу в обеих реальностях , не различая их и не разделяя . Данная специфика восприятия ребенка трактуется в виртуалистике как феномен соположения реальностей [8, с . 6]. Конечно , подобные путешествия не всегда полностью волюнтарны , в них некоторую роль играет бессознательное и , кроме того , они не имеют четкой образовательной направленности , хотя и способствуют увеличению приспособительных навыков . Вместе с тем , через них сознание ребенка подводится к сложным формам виртуальной проработки фактического материала в период школьного обучения . Идейная схема С . Гессена , посвященная духовным странствиям , служит обоснованием одной из таких форм , которая вполне гармонично надстраивается над виртуальными младенческими путешествиями . Школьникам не приходится искать какой - то новый способ для выполнения этого задания , ибо он остается тем же самым , что и раньше . Система двойного отражения уже отлажена , поэтому любые учительские запросы , при надлежащих условиях , могут получить достойное образное воплощение в психике ученика . С . Гессен уверен , что внедрение ученических путешествий в школьную жизнь приведет к достижению многомерных итоговых показателей : у детей заметно расширится кругозор , повысится культурный уровень , интенсифицируется личностный рост . Но , поскольку этика в его педагогике ставится во главу угла , то главным результирующим звеном в представленном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=