Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 97 с вечной женственностью, ею и обеспечивается подлинный прогресс мира как обнаружение и развертывание индивидуальных черт вещей. Соловьев не отрицает проявлений прогресса и истории человеческих отношений и общественных преобразованиях, однако этот прогресс является лишь неполным, несовершенным повторением действия Абсолюта в истории, богочеловеческого действия. Этим объясняется и использование мыслителем достижений естественных наук, попытка, например, объяснить возможности применения закона всемирного тяготения, исходя из возможности распространения его действия за пределы видимого мира. Например, преодоление непроницаемости времени или непроницаемости пространства Ŕ тоже особого рода прогресс, поскольку для его осуществления необходимо знание определенных закономерностей. Сюда же относится и предложенная мыслителем зависимость между степенью интенсивности любовного влечения и планируемыми качествами будущего потомства. Прогресс (движение вперед, развитие) является важным элементом софиологической концепции, поскольку без этого невозможно представить себе взаимодействие абсолютного и относительного единства, Бога и Мира. Фактически Соловьев предполагает, что все закономерности космического и исторического развития предопределены этим движением вперед. В философии Соловьева органично соединяются между собой черты античной и христианской философии Ŕ возможность понимания космического процесса как повторяющегося развертывания ряда конкретных закономерностей, пусть и очень сложных и одновременно как линейной неповторимой парадигмы развития, с помощью которой связаны между собой начало и конец истории. Это и позволяет мыслителю рассматривать Всеединство как уже воплотившуюся, но еще до конца не осознанную закономерность развития мира, следование которой дело будущих поколений. Не случайно, рассказывая об этом, Соловьев называет его общим делом. Предложенная В.С. Соловьевым модель осмысления мирового порядка является альтернативой общепринятой и повсеместно используемой идеи технического прогресса, того представления о нем, конкретной формой которого в современном мире являются конкуренция, рознь и борьба. Философия Соловьева Ŕ попытка преодоления взаимного отчуждения, остающаяся актуальной в прошлом, настоящем и будущим. Литература 1. Соловьев В. С. София. Второй диалог. Космический и исторический процесс. РГАЛИ. Ф. 446. Oп. 1. Ед. хр. 19. Л. 80. 2. Соловьев В.С. Смысл любви [Электронный ресурс] // Вехи : [сайт]. URL: http://www.vehi.net/soloviev/smysl_lubvi.html (дата обращения: 12.01.2015). 3. Соловьев В.С. Россия и Вселенская церковь [Электронный ресурс] // Вехи : [сайт]. URL: http://www.vehi.net/soloviev/vselcerk/312.html (дата обращения: 12.01.2015)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=