Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 96 но путем самоотречения и подчинением социальных единиц он возвращается в единство. Социальная любовь есть понимание того, что целое больше каждой из его частей. 3.Воссоединение человечество духовное и человечество телесное. Человеку необходимо восстановить единство со всей природой мира. «Вселенский человек воссоединен Божественной любовью, которая не только возвышает человека до Бога, но, отождествляя его внутренне с Божеством, дает ему возможность обнять в Нем все, что есть, соединяя его со всем творением неразрывной и вечной связью» [3]. Это ненасильственное преображение, по мысли Соловьева, происходит постепенно и фактически составляет особый вектор развития действительного мира. Вне этого вектора любое развитие бессмысленно и приводит к смерти и уничтожению или повторению одного и того же в разных формах, что блестяще показано мыслителем на примерах развития животного и растительного царств. Здесь количественная составляющая преобладает над качественной и переход ее в иную форму рассматривается Соловьевым как своеобразная финальная точка развития вселенной, движение к которой постепенно и неминуемо приближает Царство Божие на земле как реализацию подлинного всеединства. Эта реализация единственно возможный путь развития, поскольку иначе последнее замыкается в непроницаемом внешнем относительном бытии, в котором вещи человек отделены друг от друга и обречены на вражду и рознь [2]. Этот «сценарий» уже реализован в повседневной жизни людей, в самоутверждении их самости. Нарушение этого сценария - одна из задач подлинной любви, которая создает иной подлинный мир, в который включается мир действительный. Процесс этого включения обеспечивается внутренним прогрессом человеческой личности, с которым связана и эволюция внешней жизни: экономических, социальных и политических отношений. Она является необходимым условием, сопутствующим фактором реализации идеального содержания действительного мира. Вне этого идеального содержания рассмотрение категории «любви» по мнению В.С. Соловьева бессмысленно. Поэтому мыслитель четко различает половую и родительскую любовь от любви к родине. Именно в половой любви человек переживает отречение от себя, жертвование собой в пользу другого. Как отмечает А.П. Козырев, для Соловьева характерно «ощущение мистической причастности единству мира, любви как бытийственной реальности», «возведение божественного в человеке к божественному во всем» соответствует духу трактатов Соловьева по философии любви. Любовь в человеке, как и красота в природе, не есть в собственном смысле лишь красота природы или любовь человека. Это нечто привходящее, онтологически сущее, в полной мере от самой природы и человека не зависящее, объемлющее его. Соловьев все время выражает эту интуицию» [4]. Вселенная является для Абсолюта образом совершенной женственности [2]. Преображение мира Соловьев рассматривает как раскрытие в совершенной женственности-Софии форм Абсолюта. Это не просто подчинение одного другому или поглощение одного другим, а связь Абсолюта

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=