Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 89 творении мира, и об устройстве мироздания. Епископ Александр Семонов-Тян- Шанский отступает от этой традиции и разъясняет христианские истины, начиная от самых абстрактных и постепенно доходя до наиболее приближенных к повседневной человеческой жизни. «Пространный катехизис» Филарета состоит из введения, трех частей и заключения. Он построен в форме вопросов и ответов, хотя в современных изданиях нередко вопросы опускаются, остаются лишь краткие тезисы. Во введении, во-первых, даются предварительные понятия о катехизисе, доказывается необходимость для верующих знать основы своего вероучения, затем излагается православный взгляд на Божественное откровение в целом, священное предание, священное писание и их соотношение. За введением следуют три части, которым митр. Филарет дал названия трех главных христианских добродетелей: «О вере», «О надежде», «О любви». В первой части, посвященной вере, т.е. православному вероучению, как уже было сказано, дается последовательное толкование «Символа веры». Во второй части говорится о необходимости надежды на Бога и, в этой связи, рассказывается о молитве, как практике богообщения. Здесь приводится толкование на молитву «Отче наш», которая разделяется на призывание, семь прошений и славословие, и на девять заповедей блаженства. В третьей части, посвященной главной христианской добродетели любви, говорится о необходимости любви к Богу и ближнему. Реализацией этого является выполнение десяти ветхозаветных заповедей, о которых и рассказывается в этой части. Перечисляются и основные грехи против каждой из заповедей. Завершается «Пространный катехизис» заключением, названным «Как использовать учение о вере и благочестии». Таким образом, в первой части речь идет о вероучительных истинах православия, во второй Ŕ о мистических и в третьей Ŕ о нравоучительных. Катехизис О. Давыденкова адресован людям, готовящимся стать профессиональными богословами, что наложило на него отпечаток. Богословские вопросы здесь рассматриваются более обстоятельно. Книга представляет собой не отдельные тезисы, а связный текст, часто решаются апологетические задачи. Православное вероучение излагается в сравнении с католическим, протестантским, различными другими религиозными и философскими системами. Также приводятся разные концепции некоторых вопросов внутри православия. Во многих пунктах критикуется «Пространный катехизис» митр. Филарета. Например, священник О. Давыденков не согласен с представленной там юридической концепцией искупления, считает ее не вполне православной. Книга состоит из введения и двух частей. Введение посвящено разъяснению понятия «катехизис», доказательству необходимости знания основ своей веры и обзору катехизической литературы, а первая часть рассказывает о возможностях богопознания и соотношении предания и писания. Все эти темы мы встречаем во введении Филаретовского катехизиса. Вторая часть (а это более чем три четвертых книги) полностью посвящена развернутому толкованию «Символа веры». Данная книга не рассматривает нравоучительных истин и вопросов молитвы, т.к. в духовном учебном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=