Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 88 указывая на факт редактирования книги обер-прокурором Синода. Иные же, напротив, позитивно рассматривают тот факт, что данный катехизис не является авторским, а выражает взгляды всей РПЦ 19 в., т.к. многократно редактировался разными лицами. Также они указывают на то, что данная книга принята синодом и утверждена императором. В 20 в. появилось большое количество авторских катехизисов. Среди них в первую очередь следует упомянуть «Православный катихизис» епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского), русского эмигранта, ставшего епископом православной церкви Константинопольского патриархата. Эта книга издана в 1961 году в Париже, но переиздавалась и у нас на русском языке. Многие считают данную книгу одним из лучших современных катехизисов, т.к. она отличается простым и ясным изложением православной догматики. Известны «Катехизис» протоиерея Владимира Глиндского, «Основы Православия» протоиерея Фомы Хопко, семейный катехизис «Жив Бог», составленный во Франции группой авторов, и другие. Ни одна из названных книг не пользуется в православной церкви таким же авторитетом, как Филаретовский «Пространный Катехизис». До настоящего момента РПЦ не издала ни одного катехизиса, который был бы утвержден архиерейским собором или Священным Синодом РПЦ. Официальный катехизис православной церкви планируется издать к 2015 году. Однако некоторые попытки в этом направлении уже предприняты. О том, каким может быть этот планируемый официальный катехизис, можно судить по уже изданным катехизисам, не имеющим официального статуса. Православные духовные учебные заведения выпускают катехизисы для своих внутренних нужд. В этой связи хочется упомянуть «Катихизис» священника Олега Давыденкова, изданный как учебное пособие для студентов Православного Св-Тихоновского гуманитарного университета. Настоящая статья ставит перед собой целью проанализировать три катехизиса, которыми имеют возможность пользоваться современные православные верующие в России: во-первых, утвержденный синодом РПЦ «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной церкви» митрополита Филарета (Дроздова), во-вторых, составленный для студентов православного университета «Катихизис» священника Олега Давыденкова и, в третьих, написанный для русских эмигрантов «Православный катихизис» епископа Александра (Семенова-Тян- Шанского). Если говорить о структуре книги, то первая часть Филаретовского катехизиса и вторая часть катехизиса О. Давыденкова являются толкованиями на Никео-Константинопольский Символ веры, разделенный, как принято в православии, на двенадцать членов, т.е. частей, и последовательно рассказывают о каждом из его членов. При рассмотрении десятого члена, в котором речь идет о таинстве крещения, и в одном, и в другом катехизисе рассказывается о всех семи таинствах православной церкви. Таким образом, параграф, рассказывающий о первом члене «Символа», получается крайне объемным. Ведь он включает в себя информацию и о Боге-Троице, и о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=