Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 86 догматы веры незыблемы, а могут меняться лишь догматические формулы. Считается, что книги нового завета несут в себе всю полноту истины, и никаких новых откровений и вероучительных истин быть не может [4, c. 37]. Человек, пытающийся ввести новые догматы, попадает даже под церковную анафему. Вместе с тем имеет место развитие догматической науки. Католическая и православная церкви решают эту проблему по разному. В католическом богословии с середины 19 века получила распространение теория догматического развития. Согласно этой теории, церковь изначально обладает полнотой истины, но эта истина является сокрытой, не осознанной, не явно ощущаемой и переживаемой массой верующих до тех пор, пока богословская мысль не достигнет определенного уровня развития и не сделает это сокровенное знание явным для церковного сознания. Теория догматического развития была воспринята также и протестантскими конфессиями. В православном же богословии под развитием догматической науки понимается нахождение все более точных формулировок для изложения все той же истины. Православные богословы о формулировании новых догматов пишут: «Догмат ни в коем случае не новое откровение. Догмат Ŕ это только свидетельство. Весь смысл догматических определений сводится к свидетельствованию непреходящей истины, которая была явлена в Откровении и сохранилась от начала» [5, c. 185]. Можно сказать, что задача каждого нового издания православного катехизиса Ŕ изложить известные вероучительные истины в категориях мышления человека данной эпохи и культуры. При этом авторы уделяют больше внимания вопросам, волнующим их современников. Не смотря на неоднозначное отношение к катехизису в православии, существуют катехизисы, написанные от лица всей церкви. Эти книги иногда называют символическими книгами православия, хотя такое выражение более характерно для западных конфессий. К ним относится, во-первых, катехизис Киевского митрополита Петра (Могилы), названный «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». Данный катехизис был составлен в 1640 г., в 1643 г. он был утвержден восточными патриархами, а в 1685 принят Русской Церквью. Затем следует упомянуть «Изложение Православной Веры Восточной Церкви». В Русской церкви оно известно как «Послание Патриархов Православно-кафолической Церкви о православной вере». Этот катехизис составил Иерусалимский патриарх Досифей и в 1672 г. одобрило архиерейское совещание в Иерусалиме, а в 1725 г. четыре восточных патриарха и Русская церковь. Впрочем, у современных православных богословов отношение к данным катехизисам не однозначное. С одной стороны их признают в целом православными, а с другой находят, что «их авторы сами были не вполне свободны от влияния западного, латинского богословия, что и проявилось в некоторых частных положениях»[4, c. 9-10]. Современные богословы считают, что данные книги нельзя ставить в один ряд с определениями вселенских

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=