Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 85 начале 20 века большим успехом и переведенный на тринадцать языков. В 1905 римский папа издал Compendio della dottrina Christiana. Вероучение как православной так и католической церквей основано на двух источниках: священном писании (Библии) и священном предании. Под преданием понимается Символ веры, апостольские правила, решения вселенских и некоторых поместных соборов. Православная церковь признает семь вселенских соборов, а католическая Ŕ двадцать один, последний Ŕ Второй Ватиканский (1962-1965). К священному преданию относятся и труды богословов, признанных учителями церкви. Например, в католицизме их первоначально было четыре, сейчас около двух десятков [2, c. 206]. В протестантизме, отвергавшем предание и провозгласившем принцип «sola Scriptura» (только Писание), тем не менее возникли затем символические книги. В каждом протестантском направлении они свои. Лютеранство «имеет свои вероучительные книги Ŕ «Аугсбургское вероисповедание» (1530), катехизисы М. Лютера, «Книгу согласия» (1580)» [3, c. 404]. В кальвинизме «число вероисповедных документов не ограничивается. Авторитетными для теологов и проповедников остаются написанные Ж. Кальвином «Наставления в христианской вере» (1536-1559) «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545), а также «Шотландское вероисповедание» (1560), «Вестминстерское исповедание веры (1547) и др» [3, c. 405]. Большой и Малый катехизисы М. Лютера не вышли из обращения и в 20 веке. Хотя в разных направлениях протестантизма используется сейчас много разных катехизисов. Для православной же церкви катехизис не является органичным явлением. Православный катехизис нельзя назвать официальным вероучительным документом или сборником незыблемых принципов православного вероучения. Православие не одобряет катехизисы, как официальные документы церкви. Хотя православные книгоиздательства выпускали книги под названием «Катехизис», эти книги не являлись и не являются катехизисами в том смысле, в каком это понимается в других христианских конфессиях. Официальная церковь признает их лишь руководством для верующих, но никак не официальным вероучительным документом, каковыми для православной церкви являются лишь Никео- Константинопольский «Символ веры» и постановления вселенских соборов. Большинство православных катехизисов являются толкованиями на «Символ веры». В древней церкви катехизация была устной. Существовали краткие «Исповедания веры». В дальнейшем они становились более пространными, появлялись первые катехизисы, принадлежащие отдельным деятелям древней церкви. Известны «Огласительные слова» Кирилла Иерусалимского, «Большое огласительное слово» Григория Нисского, Enchridition ad Laurentium… (Руководство для Лаврентия…) блж. Августина, «Катехизис» Феодора Студита и другие. Разные издания катехизиса не могут отличаться в догматическом содержании, т.к. согласно как православному, так и католическому учению,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=