Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 74 Исследованию туризма как института, в основном, посвящены работы по социологии, рассматривающие: признаки институционализации туризма в России (А.П. Осауленко) [7]; основные факторы, принципы и проблемы развития туризма в России (К.А. Евдокимов) [4]; трансформацию института туризма в контексте модернизации практик и смыслов потребления туристских услуг (Т.П. Иванова) [6]. Также существует большое количество исследований посвященных проблеме управления туристской отраслью на различных уровнях. Несмотря на многообразие работ посвященных проблемам институционализации и управления в туризме, в настоящее время остается слабо проработанной система этики туризма, которая могла бы обеспечить интеграцию и совершенствование всех участников туристского процесса, что и обуславливает необходимость нашего исследования. Поэтому целью статьи является выявление этических оснований развития института туризма. К задачам относятся: выявление основных групп субъектов, определяющих базовые нормативные и целевые установки института туризма; определение специфики взаимодействия данных групп в современных условиях реализации государственной политики в области туризма; анализ основных положений «Глобального этического кодекса туризма» (далее Ŕ кодекс); соотношение положений кодекса с деятельностью выявленных групп субъектов; обозначение общих тенденций развития этики туризма. Институт туризма предстает как сложная система отношений возникающих между субъектами, функционирующими в различных сферах общественной жизни, а именно в политической, экономической, социальной, культурной и экологической. Для каждой из упомянутых сфер туризм приобретает своѐ специфическое значение. Мы выделяем следующие. Политическое значение туризма состоит, прежде всего, в межрегиональной и международной коммуникации, обеспечивающей возможность тесного сотрудничества во всех остальных областях жизнедеятельности людей. Экономическое значение туризма проявляется в возможности увеличения общих доходов, поступающих в государственный бюджет, а также доходов хозяйствующих субъектов, представляющих свои продукты и услуги на туристском рынке. Социальное значение туризма выражается в возможности развития инфраструктуры страны (региона), а также в увеличении количества рабочих мест для людей, задействованных в туристской сфере. Культурное значение туризма состоит в сохранении культурных ценностей, а также в возможности диалога культур, обновления культур, за счет приобретения новых элементов, слияния культурных традиций. Экологическое значение туризма определяется регулярным использованием природных ресурсов для организации туризма, что активизирует деятельность по сохранению природного наследия страны. Совокупность упомянутых значений, рассмотренных с точек зрения различных областей жизни, демонстрируют нам набор потребностей общества,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=