Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 63 совершенствования общества на принципах разумности и любви. Толстой подчѐркивал, что в любви человеку предстоит реализовать себя не только как деятельную, но и готовую к самоизменению (т. е. к отрешению от себя наличного ради себя будущего) и совершенствованию личность. По мнению Л.Н. Толстого, христианское учение добра заключается в бесконечном совершенствовании любви. Он отмечал: чем меньше любви к себе и вытекающей из нее заботы о себе, и чем больше любви к другим и вытекающей из нее заботы о других, тем добрее жизнь. Как препятствие, мешающее проявлению любви, Л.Н.Толстой рассматривал грехи, соблазны и суеверия. Яснополянский мыслитель выделяет шесть грехов, «препятствующих проявлению любви в людях: похоть, праздность, корысть, властолюбие, блуда, опьянения [8, т. 39, с. 132]. Он отмечал, не будь грехов, не было бы ни нищеты, ни пресыщения, ни разврата, ни воровства, ни грабежей, ни убийств, ни казней, ни войн; не будь греха похоти, не было бы нужды у обделенных; не будь греха праздности, не было бы, с одной стороны, замученных работой людей и, с другой стороны, людей изуродованных бездействием и постоянными увеселениями; не было бы разделения людей на два враждебных лагеря: людей пресыщенных и голодных, празднующих и замученных работою; не будь греха собственности, не было бы всех тех насилий, которые производятся одними людьми над другими для приобретения и удержания предметов; не было бы воровства, грабежа, заточения в тюрьмы, ссылок, каторжных работ, казней и др. Так же Л.Н.Толстой выделяет пять соблазнов, «погубляющих людей»: гордость, неравенство, насилие, наказание и тщеславие. Соблазны, по мнению Л.Н. Толстого, Ŕ это ложные представления о том, что такое добро. Соблазн неравенства основан на вере в то, что «люди рождаются разной породы, чѐрной и белой кости, Иафетова и Хамова отродья, и что одни люди должны быть господами, а другие рабами» [8, т. 45, с. 194]. Толстой описал и последствия соблазнов. Он подчѐркивал, что грехи суть последствия привычек (инерции, животной жизни). … Человек знает уже, что животная жизнь бессмысленна и не может дать ему блага, но по старой привычке ищет смысла и блага в радостях животной жизни: удовлетворении усложненных искусственных потребностей, в постоянном отдыхе, в увеличении собственности, в властвовании, в разврате, в опьянении и употребляет свой разум на достижение этих целей. От грехов людских нищета и задавленность трудом одних и пресыщенность и праздность других; от грехов и неравенство имуществ, борьба, ссоры, суды, казни, войны; от грехов бедствия разврата и озверение людей, но от соблазнов установление, освящение всего этого: узаконение нищеты и задавленности одних и пресыщенности и праздности других, узаконение насилия, убийств, войн, разврата, пьянства и доведение их до тех страшных размеров, до которых они дошли теперь. Таким образом, характерной чертой этического учения Л.Н. Толстого является онтологизация категории любви, возведение ее в ранг универсального

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=