Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 62 Рассуждая о новом общественном устройстве, Л.Н.Толстой отмечал, что ничто не препятствует столько улучшению общественного устройства, как предположение о том, что такое улучшение может быть достигнуто изменением внешних форм. Он подчѐркивал, ложное предположение это направляет деятельность людей на то, что не может содействовать, и отвлекает от того, что может содействовать улучшению жизни людей [8, т. 38, с. 88]. «Вопрос этот, Ŕ по мнению Толстого, Ŕ вопрос религиозно- нравственный и потому решается ни опытом, ни рассуждением. Вопрос этот вопрос религиозно-нравственный и потому решается не опытом, а внутренним сознанием, как и все вопросы религиозно-нравственные, решается не соображениями о том, что выгоднее, а тем, что человек признает хорошим и что дурным, что должным и что недолжным» [7, с. 918]. В работе «Религия и нравственность» (1893 г.) он писал: «Нравственность не может быть независима от религии, потому что она не только есть последствие религии, т.е. того отношения, в котором человек признает себя к миру, но она включена уже, …в религии. Всякая религия есть ответ на вопрос: каков смысл моей жизни? И религиозный ответ включает в себя уже известное нравственное требование…» [8, т. 39, с. 18-19]. Для яснополянского мыслителя нравственность заключена в даваемом религией объяснении жизни и потому никак не может быть отделена от религии. Отечественный философ считал, что если религия есть известное, установленное человеком отношение своей отдельной личности к бесконечному миру или началу его, то нравственность есть всегдашнее руководство жизни, вытекающее из этого отношения. Л.Н.Толстой утверждал, что именно из «установленного человеком отношения своей отдельной личности к бесконечному миру или началу его», человек выводит «руководство в своих поступках». Таким образом, Л.Н. Толстой не признавал никаких внешних «объективированных» характеристик изменений общественного устройства, не имеющих нравственных причин, условий и нравственных установок личности. В этой связи он предлагал особый способ решения проблемы о новом общественном устройстве. Способ этот, по мнению Л.Н. Толстого, состоит преимущественно в собственном духовном совершенстве, необходимом для приобретения силы воздействия на других добром, любовью и разумным освещением [8, т. 39, с. 91]. В статье «Неизбежный переворот» Л.Н.Толстой даѐт совет по реализации данного способа. Он писал: «Разрешение не одного вопроса общественного устройства, а всех, всех вопросов, волнующих человечество, в одном, в перенесении вопроса из области кажущейся широкой и значительной, но в сущности самой узкой, ничтожной и всегда сомнительной: из области внешней деятельности (имеющей, будто бы, в виду благо всего человечества, деятельности научной, общественной) в область, кажущуюся узкой, но в сущности самую широкую и глубокую и, главное, несомненную: в область своей личной, не телесной, но духовной жизни, в область религиозную» [7, с. 922]. Эти требования Л.Н. Толстой считал необходимыми для

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=