Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 60 «Малодушному и богатство не может принести пользы, великодушному и бедность никогда не повредит» [5, с. 7]. В своих гомилиях Златоуст утверждает ценность внутреннего мира человека, выражая сожаление его небрежением «…душой пренебрегают многие из людей, не удостаивая ее даже и малейшего попечения, а все время своей жизни тратит на заботы о теле» [5, с. 148]. Он вразумляет неразумных, призывая уделить особое внимание облагораживанию души: «… представляя себе благородство нашей души, не будем делать ничего, не достойного ее, не будем осквернять ее непристойными делами, порабощая ее плоти и оказываясь столь бесчувственными и несправедливыми в отношении к той, которая имеет такое благородство.) [5, с. 150]. Для достижения социальных результатов и нивелирования социального неравенства Златоуст обращается непосредственно к индивидууму, и только исключительно через него стремится к общественному обновлению. Вообще для Златоуста характерно атомарное восприятие общества. Каждая личность для Святого Отца Ŕ это изолированный от других атом. Отсюда следует, что нравственное развитие личности автономно и не зависит от общественных влияний. С другой стороны, состояние общества есть сумма представленного в каждом индивидууме. Сам строй социального организма никак не изменяется от совместной деятельности индивидуумов. Вследствие стабильности социального организма каждая личность начинает свое развитие с начальных величин. Исходя из учения Златоуста, мы можем предположить следующее: Святой Отец видит своей задачей не развитие общества вообще, а достижение нравственного здоровья отдельными его членами. Поскольку Иоанн Златоуст выступает как проповедник религиозно-нравственных начал, он апеллирует к совести отдельной личности. В его гомилиях и проповедях заложены только основные руководящие принципы, а свободной инициативе личности предоставлен широкий простор. При подобном взгляде на проблему социального неравенства задача проповедника, по мнению Златоуста, должна состоять не в подготовке реформ, которые изменили бы самый строй общества, а в том, чтобы поставить каждую индивидуальную волю в правильное отношение к внешним благам и физическому злу, научить ее превращать безразличное в добродетель, в истинное благо. Система взглядов Златоуста на социальное неравенство включает в себя следующие положения: а) Идеальные имущественные отношения. Идеальное христианское общество, по учению Златоуста, исключает имущественное неравенство. Отличительная черта христианского общества Ŕ это любовь, связывающая между собою всех его членов «„любви свойственно отвергать всякое неравенство, не знать преимущества и достоинства, но нисходить к низшему из всех» [6, т. 3, с. 325]. Одним из важных признаков наличия в обществе христианской любви является, по мнению Святого Отца, отсутствие понятий: твое и мое [6, т. 11, с. 705], то есть соответствующей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=