Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 59 бытия, следование которым может воспрепятствовать предпосылкам возникновения социального неравенства: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (От Матфея, VI, 19-21; От Луки, XII, 33). Сам по себе факт необладания корреспондируется в Евангелии с темой спасения: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие» (От Луки, VI, 20; От Матфея, V, 3) При анализе философско-религиозных взглядов Златоуста и Л.Н. Толстого на данную проблему мы исходили из понимания целостности мировоззрения мыслителей, диалектической взаимосвязи между личностью и обществом прежде всего через такие сферы, как социум и хозяйствование, религия и культура, где человек выступает главным субъектом. В частности, нами учитывались методологические позиции, содержащиеся в трудах М.А. Лукацкого, Е.Д. Мелешко, А. А. Гусейнова. Анализ наставлений, высказываний, поучений и толкований Иоанна Златоуста и философско-публицистических работ Л.Н. Толстого показывает, что внимание мыслителей сосредоточено, прежде всего, на внутреннем мире человека, а не на проблемах социального неравенства, богатства или бедности вообще. То есть социальное неравенство, наличие богатства или его отсутствие оказывались на периферии их рассмотрения, а в фокусе Ŕ человеческие мысли, чувства и поступки, связанные с богатством или бедностью. Можно утверждать, что хозяйственная этика мыслителей устремляет весь свой интерес не на собственность как таковую, а на внутренней мир и поведение личности. Ретроспективный анализ гомилий Иоанна Златоуста показал, что его точка зрения на социальное неравенство имеет религиозно-нравственный характер. По мнению Златоуста, злоупотребления власти, бедность или насильственное лишение свободы не являются для общества бедствиями, развращающими его. Все эти факторы рассматриваются святым отцом как индифферентные, способные к порождению добродетели или порока в зависимости от отношения к ним моральной воли индивидуума. Подобный взгляд основывается на признании безусловной свободы воли. Окормляя свою паству, Святитель, обосновывает право каждого на полноценную и ответственную реализацию свободного выбора: «…А когда мы видим, что имеющие одну с нами природу и обуреваемые такими же страстями испытывают, однако, не одно и то же, но твердым умом направляют свою природу, преодолевают беспорядочные движения, обуздывают вожделения, побеждают гнев, избегают зависти, истребляют ненависть, презирают страсть к богатству, меньше заботятся о (земной) славе, не дорожат благополучием настоящей жизни, но твердо стремятся к истинной славе и похвалу от Бога предпочитают всему видимому, то не ясно ли, что они своими усилиями могут совершать это при помощи высшей благодати, что мы по своей беспечности губим свое спасение, сами себя лишая небесного благоволения» [5, с. 426-427]. Иоанн Златоуст признает абстрактную возможность для человека, независимо от внешних условий, достичь высшей степени нравственного развития.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=