Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 57 УДК 130.123 К.Ю. Брешковская (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого); М.С. Сороцкий (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого) Тел.: (4872) 35-56-68, e-mail: phileo@tspu.tula.ru ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА ВФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДАХ ИОАННА ЗЛАТОУСТА И Л.Н. ТОЛСТОГО: ПУТИ РЕШЕНИЯ. В статье рассматривается философско-религиозное наследие Иоанна Златоуста и Л.Н. Толстого, затрагивающее огромный пласт разнообразных социально-экономических проблем. Среди них особое место занимает вопрос социального неравенства, разрешение которого открывает горизонты развития общества и личности на христианских основах. Ключевые слова: социальное неравенство, общество, личность, благо, нравственность. Решение комплекса сложных задач развития, вставших перед современной Россией, несовершенство политико-экономического устройства заставляют искать способы преобразования социокультурных реалий. Противоречивость культурно-исторических изменений в России начала нового века обусловливают потребность в четких этических ориентирах, в том числе этизации сферы хозяйствования и экономики. В соответствии с нынешней системой ценностей неадекватно распределяются приоритеты в культурной жизни и общественном сознании, переориентируя человека на поиск выгоды, бесконечного материального обогащения, следствием чего оказывается признание духовного совершенства в качестве почти пустой метафоры. Обогащение, на что в свое время указывал Иоанн Златоуст и другие Отцы Церкви, становится «соблазном», порождающим жестокость и взаимную вражду (то, что в современной ситуации называют конкуренцией, есть по сути отношение к «ближнему своему» как к непременному сопернику, возведенное в культ). Хозяйственная жизнь, согласно воззрениям И.А. Ильина, С.Л. Франка, Б.Н. Чичерина, В.С. Соловьѐва, Л.Н. Толстого и др., является атрибутом глобального творческого процесса обустройства материального мира и духовного совершенствования самого человека. В этой связи особо подчеркивается духовный аспект хозяйствования, раскрывающийся через свободное отношение к имуществу и владению, т.е. свободу от «любостяжания» и собственности, что делает интерес к экономическим занятиям религиозно оправданным. Констатация несовместимости жажды материальных благ и желания благодати характерна для абсолютного большинства отечественных религиозных философов, в равной степени как и аскетическая идея нестяжания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=