Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 54 нравственное, зависит от склонности человека либо подчиняться своим страстям, либо нет. 6. О подобном говорил М. Вебер: «рационализация и сублимирование отношения людей к различным сферам владения внешним и внутренним религиозными и мирскими благами толкали к осознанию внутренней закономерности сфер в их последовательности, что приводит к противостоянию тех сфер, которые были скрыты от первоначального непосредственного отношения к миру» [3, с. 12]. Такая же реакция возникает и у человека «забывшего» о нравственных принципах, особенно если целеполагание, направленное только на удовлетворение собственных желаний, имеет осознанный и рациональный характер. 7. Именно в подобных ситуациях, когда от индивида требуются героические самоотверженные поступки, они, эти поступки, нуждаются в нравственной санкции [6, с. 692]. 8. Если мы будем отталкиваться от идеи, что ценность общества больше, то тогда обесценивается индивидуальная личность. Такая же ситуация происходит, если мы считаем, что отдельная личность важнее общности, тогда мы обесцениваем не только это общее, но и значение каждого элемента этого общего. 9. В эсхатологической концепции жителей Месоамерики человеческие жертвоприношения носили характер стабилизации космического равновесия. Люди подпитывали через жертвы силы богов, а те в свою очередь поддерживали баланс мироздания. Всѐ это было необходимо во избежание онтологического коллапса и разрушения бытия. При этом в качестве жертвы выступали не только рабы, то есть захваченные в битве представители иных племѐн, но и сами члены общества [2, с. 147]. 10. «Вырождение в том и состоит, что не рассматривают более ничего за пределами второстепенного приложения и внешней области, с которой оно непосредственно соотносится» [4, с. 208]. 11. «На одной лишь моральной почве не вырастет ни потребность в «избавлении», ни столь удивительные плоды, как «раскаяние», «воздаяние» или «искупление». Такие вещи на самом деле ŕ глубочайшие таинства самой религии, но для рационалистов и моралистов они могут быть лишь какими-то мифологическими окаменелостями» [16, с. 97]. 12. Лат. «Человек человеку Ŕ волк». 13. Такое отношение исключает понятие нравственной справедливости по отношению к другим. 14. «…поступок имеет единственность не в содержании, а в его свершении. Поступок необходимо брать не как факт абстрактный, а как ответственный» [1, с. 29]. 15. Например, у инков Капаккоча, «человеческая жертва», жертва двух младенцев, совершалась ежегодно только в наиболее важных храмах. Никогда человеческую кровь не проливали в менее почитаемых храмах, в которых самыми значительными приношениями были золото, серебро и листья коки. Капаккоча иногда выполнялась и во время больших бедствий, например

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=