Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 53 здоровья императора. Что касается эсхатологии, то именно человеческие жертвоприношения могли остановить онтологическое разрушение мира 16 . Однако в целом ценность личности индивидуума ставилась ниже общего блага. Хотя такие жертвоприношения и не являлись основными, так как существовали и бескровные жертвы, однако именно они считались самыми эффективными. В заключении можно сказать, что эсхатологические концепции репрезентируют духовно-нравственную картину обмирщения общества, где, секуляризация носит деструктивный характер для человеческого социума. «Золотое правило нравственности» перестаѐт быть эталоном поведения, что ведѐт к разобщению. Возможно, что индивидуум не чувствует своей ответственности, подобно тому, как человек не чувствует в обыденной жизни своего бытия и наличности 17 . Однако в действительности, каждый индивидуум лично ответственен за свой поступок. Подобно злу [20, с. 117], аморальный поступок, даже если он тайный, развенчивает сам себя. Эсхатологические концепции рассматривают нравственную деградацию, как необходимое условие разрушения бытия. Это не случайно, так как ещѐ с древних времѐн люди понимали, что аморальное поведение способствует разложение структуры общества и разрывает общность индивидуумов. Б. Спиноза, рассматривая вопросы о влиянии аффектов, отмечает, что «В природе вещей нет ничего отдельного такого, что могло бы быть более полезно для человека, чем человек, живущий по руководству разума» [21, с. 244]. Поэтому нравственное отношение к другим, которое дополняет разумное, является необходимостью. Однако на практике не всегда это происходит подобным образом. Именно поэтому апокалиптические концепции религий мира репрезентуют данную проблематику, акцентируя внимание на том, к каким последствиям, может привести безнравственное поведение, как отдельного индивидуума, так и общества в целом. Примечания 1. Еѐ важность зависит от субъективного мнения индивида или группы людей. 2. Одна и та же вещь может иметь разную цену в зависимости от времени и места. 3. В данном случае мы можем утверждать о наличии двух видов ценностей: относительных и абсолютных. Если первые сопричастны понятию «цена», то вторые практически нет. Особенно это касается моральных ценностей, так как их внутреннее содержание индеферентно понятию «цена». 4. О. Моленко отмечает, что антихрист создаст такие условия, при которых человеку придѐтся выбирать между едой (материальным благополучием) и нравственной свободой [14, с. 496]. Здесь ярко прослеживается антагонизм духовного и природного начала индивидуума. 5. То есть всю совокупность своих физических, а также внутренних духовных, психологических, моральных качеств. Так у любого поступка есть телеологический и этиологический примат, однако содержание, особенно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=