Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 52 век мечей и секиры, треснут щиты, век бурь и волков до гибели мира; щадить человек человека не станет». [7, с. 33-34] Для скандинавов дружеские и кровные узы были одной из главных ценностей общества. Этот отрывок из «Старшей Эдды» говорит о том, что в эпоху Рагнарѐк наступит состояние «войны всех против всех», что в свою очередь знаменует нравственную деградацию человечества. Подобную картину можно наблюдать также в христианской и в зороастрийской концепциях апокалиптического разрушения мира. Как уже отмечалось ранее, нравственное отношение индивида зависит от окружающего его общества. Оно имеет в себе коррелят должного. Но это должное не только ради других, но и ради самого себя. Рассмотрим поступок с точки зрения категорического императива, то есть в качестве акт а , нравственное содержание которого обязательно и не зависит от человеческого воления. И. Кант дал две основные формулировки категорического императива. Первая формулировка: «Поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона» [9, с. 247]. Иными словами, необходимо поступать в соответствие с такой нормой, которая может стать общечеловеческой в аналогичной ситуации. Это правило имеет и обратную потенцию. Ибо существует опасность злоупотребления, так как один и тот же поступок в аналогичной ситуации может иметь различный исход 14 . Аморальный поступок может не навредить его исполнителю и поэтому для многих он станет эталоном поведения. Несмотря на то, что И. Кант подразумевал нравственный субстрат поступка, на практике индивидуум может воспользоваться данным принципом как оправдание своего безнравственного поведения. В «Откровении» примером данной формулировки является поведение всего человечества. Половина индивидов последовала за утилитарными благами, исключая моральные, вследствие чего аморальное поведение стало нормой общества. Вторая половина последовала путѐм морального совершенства и поведения, что исключает утилитарную и эгоистическую составляющую своей земной экзистенции. Вторая формулировка, звучит так: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» [8, с. 205]. Личность является самоценностью, то есть, ценна сама по себе, поэтому относится к ней как к средству , значит умалять еѐ ценностное содержание. Но иногда ввиду своей эгоистичности индивид не видит ценность другого человека и использует его для достижения своих целей. Ярким примером подобной ситуации в истории человечества можно считать жертвоприношения индейцев Месоамерики 15 . Зачастую такие жертвы имели утилитарный характер, то есть совершались ради процветания племени и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=