Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 51 религиозные концепции могут быть настолько глубокими, что способны вызвать непонимание их внутренней сущности у индивида. Поэтому рациональные, и в частности этические моменты, необходимы, особенно при рассмотрении таинств и доктрин, т.е. того, что называется святое [16, с. 174]. При рассмотрении религиозных традиций необходимы серьѐзные исследования и анализ . Совершенно очевидно, что в обществе присутствует элемент «войны всех против всех». Т. Гоббс отмечает, что «война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путѐм сражения» [5, с. 87]. Иными словами это определѐнное общее недоверие друг к другу. Необходимо отметить, что данный феномен ярко проявляется в экономической и политической сферах общества. Деловая (хозяйственная, корпоративная) этика стараются регулировать взаимоотношения между конкурирующими сторонами, однако вместо «честной игры» все отношения строятся по принципу «Homo homini lupus est» 12 . Это стремление конкуренции ярко проявляется в современном обществе. Иногда такое состояние вещей может переходить в иные сферы человеческой жизни. Особенно в конкурентной среде страдает нравственная составляющая межличностных отношений. Моральная добродетель индивида зависит не только от самого себя, но также и от общества. Индивид следует моральным правилам, если и другие им следуют [19, с. 381]. Внутренняя установка поступка и отношения индивидуума может зависеть от отношения общества к нему. Иными словами это поведенческий коррелят, который в дальнейшем способен развить в человеке определѐнную рефлексию, в ответ на действия извне. Гоббс отмечает, что «состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нѐм ничто не может быть несправедливым» [5, с. 88]. Такие понятия как правильно и неправильно, справедливо и несправедливо не имеют место быть в подобном состоянии. Однако такая ситуация складывается до тех пор, пока институт власти отсутствовал. Существуют такие нравственные элементы, которые не регулируются юридические правилами. Элементы состояния «войны всех против всех» оказывают сильное влияние на нравственность, так как часто в данном состоянии она не рассматривается как мотивационный аспект деятельности. Подобное состояние характеризуется эгоистическим, утилитарным и гедонистическим отношением к окружающему миру. Поэтому некоторые поступки такого индивидуума не имеют нравственной составляющей, ввиду того, что он не включает мораль в систему оценки и анализа своего поведения 13 . В эсхатологических концепциях элемент «войны всех против всех», имеет характер «сигнала» нравственной деградации и будущего апокалиптического разрушения мира. Ярким примером тому является взаимоотношение людей и богов в скандинавской эсхатологической системе: «Братья начнут биться друг с другом, родичи близкие в распрях погибнут; тягостно в мире, великий блуд,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=