Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 50 доказывает, что он больше себя самого, что для него есть вещи, которые поважнее удовольствий, выгоды, благополучия» [6, с. 692-693]. В действительности, человеку сложно жертвовать своими желаниями и удовольствиями. Если человек живѐт только ради удовольствия и пользы для самого себя Ŕ жертвование становится для него невозможным. Он будет стараться избежать таких ситуаций, в которых придѐтся отказаться от своих желаний и пользы. В «Откровении» примером нравственной жертвенности являются два пророка, посланные людям и проповедующие среди них, чтобы те избрали путь добра в преддверии наступающего эсхатологического разрушения мира [Откр. 11: 3-12]. Илия и Енох жертвуют своими жизнями ради спасения людей. Их целью было показать людям иной, нравственный путь, а не победа над Зверем. В христианской традиции есть мнение, что некоторые страдания ради людей имѐют высокий нравственный смысл и духовную красоту [14, с. 44]. Поэтому «ценность целого больше, чем ценность части» [15, с. 165]. Но подобная позиция не всегда является оправданной, особенно если на весы положить ценность индивида и ценность целого общества. Нельзя отдавать однозначное предпочтение ценности общества , так же как и невозможно отрицать индивидуальную ценность каждой личности 8 . Поэтому вопрос жертвенности Ŕ это вопрос нравственный. Его разрешение Ŕ это свобода выбора индивида, однако часто жертвенность является тем элементом, без которого невозможно взаимоотношение с другими индивидуумами 9 . Но она не может стать частью мотивационной структуры поступка эгоистической личности, так как не несѐт в себе ни удовольствия, ни пользы. Ещѐ одним из феноменов духовной секуляризации общества является возникновение множества экзотерических и синкретических религиозных организаций. Особенное внимание стоит уделить организациям, которые в своем религиозном учении, идеологии и практике соединяют духовные элементы различных религиозных традиций. Это не только не имеет смысла, но и может неблагоприятно отразиться на адепте [4, с. 178-179]. Кроме того, часто бывает так, что ни практикующие, ни основатели организации не понимают смысла тех элементов, которые составляют архитектонику их учения. В данном случае можно сказать, что духовная составляющая теряется, что делает религиозную организацию неэффективной в плане духовного развития индивидуума. Часто это приводит к вырождению таких общностей 10 . Как правило, существование подобных организаций зависит от времени, места и социальных аспектов. Однако когда такие общности перестают отвечать определѐнным требованиям вышеназванных элементов, то они исчезают или трансформируются во что-то другое. В целом наблюдается расщепление духовного и нравственного вектора общества, так как при всей общности индивидов нет общего морально- духовного примата. Конечно, было бы ошибкой сводить воедино нравственность и религии 11 . И в то же время нельзя отрицать того, что религиозность, так или иначе, отражает определѐнный уровень духовного состояния общества. Но здесь стоить сделать ремарку. Дело в том, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=