Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 49 Если обратиться к эсхатологической картине «Откровения», то можно заметить, что отрывки текста о духовном обмирщении перекликаются с отрывком текста о печати антихриста. Эту печать необходимо будет принять тем, кто желает «удовлетворения насущнейших потребностей: «и что никому, нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» [17, с. 113]. Прот. Сергий Булгаков отмечает, что, несмотря на неоднозначность и гиперболичный характер данного эпизода, основная идея заключается в духовном падении [17, с. 113]. Отказ от нравственных идеалов вызывает духовную секуляризацию общества. Эта идея занимает важное место в «Откровении», так как она связана с моральной аутентичностью индивида в общей онтологической картине, имеющей особую актуальность во время апокалиптического разрушения мира, как выбор: конечного спасения после смерти и Предвечного суда или релятивного материального благополучия при жизни. Так или иначе, духовная секуляризация и обесценивание нравственных идеалов ведѐт к деградации не только самого индивида, но и всего общества в целом. Б. Спиноза отмечает, что «если из тела или индивидуума, сложенного из многих тел, выделятся какие-нибудь тела и в то же время на их место придут другие тела той же природы, то индивидуум сохранит свою природу по- прежнему без всякого изменения своей формы» [21, с. 73]. То есть, если изменяется какой-либо отдельный элемент целого, то и всѐ целое меняется. То же самое происходит и с обществом. Отождествление добра и удовольствия, носит ошибочный характер. Так Дж. Мур в работе «Принципы этики» отмечает, что отождествление добра и удовольствия Ŕ «это натуралистическая ошибка» [15, с. 71]. Иными словами это отождествление понятия «добро» со свойством предмета, в данном случае с удовольствием. Часто индивид считает добром то, что приносит ему удовольствие и имеет характер полезного для него. Однако, во-первых, в действительности нельзя сказать, что некий предмет, приносящий удовольствие или пользу, есть добро, и, во-вторых, что он является полезным, а не принесѐт страдание в последующем. Очень важно в нашей статье обратиться к проблематике жертвенности. Вопрос жертвенности состоит в том, что индивид, чей мотивационный субстрат Ŕ это утилитарные и гедонистические стремления, не способен на самопожертвование, а, следовательно, вообще исключает данную сторону нравственности. Дело в том, что самопожертвование предполагает лишение самого себя чего-либо в пользу или на пользу другому индивиду. Жертвуя чем- либо, индивид лишается того, что ему приносит удовольствие или пользу, поэтому он будет всячески стараться избежать этой потери, так как она принесет ему страдание. Мораль же сама по себе предполагает жертвы своими интересами 7 . Очень интересное высказывание А.А. Гусейнова по поводу соотношения морали и жертвенности: «Индивид вступает в пространство морали, заявляет себя в качестве морального существа, мыслит и действует в логике морали тогда, когда ставит себя на кон, когда он показывает и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=