Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 48 способствует пресечению распущенности [20, с. 57-58]. Дж. Ролз определяет моральный стыд как некий стимул совершенствования личностных качеств (добродетелей), необходимых в деятельности [19, с. 388]. В Библии, и в «Откровении» в частности, власть имеет 2 уровня. Первый уровень Ŕ это власть земная, проходящая, релятивная, а второй уровень Ŕ это власть божественная, онтологическая и вечная. Тогда как власть второго уровня имеет непреходящий трансцендентный характер, власть первого уровня иллюзорная и временная. В «Откровении» злу отведено ограниченное время властвования [Откр. 13:5]. После Страшного Суда зло будет побеждено и добро воцарится навечно. Зло, в общем мироздании Ŕ это нечто рудиментарное, однако необходимое для воплощения божественного провидения. Данные аспекты, отраженные в «Откровении», не говорят об эсхатологической динамике мироздания, а скорее являются своеобразной символической картиной таких взаимоотношений людей, которые носят деструктивный характер, как для самого индивида, так и для общества в целом. Действительно, физическое благо не в удовольствии, а в определѐнном умении держаться золотой середины между аскетизмом и гедонистическим желанием удовлетворить желание [12, с. 302]. Подобные рассуждения встречаются в буддизме, а также в трудах Аристотеля. Следующий феномен, на который необходимо обратить внимание в статье Ŕ это духовная секуляризация общества и обесценивание нравственных идеалов. Духовная секуляризация заключается в том, что человек больше отдаѐт предпочтение материальному благополучию, нежели духовному развитию. Многие могут сказать, что тому виной научно-технический прогресс, который настолько увеличил темп социальной жизни, что свободного времени у человека практически нет. Т. Райт отмечает особую специфику человеческого бытия и указывает на то, что оно покорилось суете [18, с. 130]. Действительно, можно согласиться с тем, что динамика развития общества ускорилась. Однако подобное ускорение не является причиной или оправданием отрицания необходимости духовного развития и личностной реализации. Человек через свою деятельность реализует своѐ «Я» 5 . Особенно это заметно в творчестве, которое есть не что иное, как внутренняя репрезентация духовной, в том числе и нравственной, составляющей. Стоит отметить, что общественный процесс находит побудительные силы не за рамками морали, а в еѐ пределах [20, с. 197]. Фактически индивид иногда исключает из системы анализа и оценок своих поступков духовные принципы и нравственные идеалы. Чаще всего такое происходит, когда цель, поставленная индивидом, и побуждающая его к деятельности, носит гедонистический или утилитарный характер. Моральные принципы являются для такого индивидуума дифферентными и антагонистичными его утилитарному сознанию. Они приобретают характер рудимента, который мешает ему в осуществлении желаемого. При этом нравственные принципы становятся «как бы забыты» индивидом, и попытки «напомнить» о них воспринимаются как нечто агрессивное и враждебное его свободе и системе ценностей 6 .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=