Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 47 цены. Ярким примером второй части высказывания является право на жизнь, так как человеческая жизнь неоспоримо бесценна, и определить ее цену в денежном эквиваленте не только затруднительно, но и категорически неэтично. Цена есть среднестатистическая характеристика производственных отношений, а ценность Ŕ это индивидуальная характеристика отдельных объектов и субъектов [13, с. 27]. Стоимость есть вещь субъективная 1 . Цена зависит ни сколько от внутреннего содержания вещи, сколько от еѐ утилитарного аспекта (необходимость и популярность в онтологической структуре бытия, то есть временного и пространственного расположения 2 ). Ценность же Ŕ это характеристика внутреннего содержания, то есть нечто такое, что «ценно само по себе». Она может иметь значение либо для одного человека группы, либо иметь абсолютный характер 3 . Подобно тому, как индивид подменяет понятия цель и средство, то же самое происходит и с понятиями «цены» и «ценности», в частности с моральными ценностями. То есть, говоря слово «ценность», люди часто вкладывают в него содержание понятия «цена». О подобной подмене говорит Иоанн Богослов в «Откровении», когда стремление материального благополучия является главным мотивом в структуре человеческих поступков и действий, а моральные ценности не имеют для некоторых индивидов никакого значения [Откр. 18:1-20]. Также этот отрывок текста указывает на особое свойство вещей, в основе которых лежит «цена» 4 , а именно это их недолговечность и временность. Р. Штайнер отмечает, что под «Вавилоном» можно понимать эмоции [23, с. 197]. И тогда сюжет о Багряной жене можно интерпретировать как особое человеческое состояние, в котором материальное благополучие стоит на первом месте. Однако оно мимолѐтно, и подобно городу Вавилон, может разрушиться и принести огромное горе. Страстное стремление к материальному благополучию, при игнорировании нравственных основ бытия, может принести человеку больше зла, чем добра и пользы. Также очень важно в статье рассмотреть феномен власти. Олег Моленко отмечает, что власть и деньги сами по себе не являются злом, а злоупотребление ими Ŕ да [14, с. 403]. Такое же мнение мы можем встретить у Т. Райта в работе Тайна зла»: «Тем не менее, поскольку все люди причастны злу, включая самих правителей, которые должны его сдерживать, некоторые люди, облеченные властью, находят тайные Ŕ или не слишком тайные Ŕ способы использовать своѐ положение, чтобы обходить законы и обслуживать свои корыстные интересы» [18, с. 135-136]. Однако это не значит, что власть дурна само по себе, по мнению Т. Райта власть Ŕ это особое поручение человеку заботиться о мироздании, о котором он часто забывает [18, с. 135]. Иными словами, во внутреннем содержании феномена власти нет ничего дурного, однако злоупотребление ею может привести человека к духовной деградации, и как итог общественное или политическое обличение. Такой человек будет порицаем и отношение окружающих к нему может вызвать у него чувство стыда. Чувство стыда играет положительную роль в нравственной аутентичности, так как способствует поддержанию качества, способностей и внешнего вида индивида на уровне требований общественного мнения, то есть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=