Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 46 УДК 171 Н.И. Петев (Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых) Тел.: 8-820-917-53-20, e-mail: cyanideemo@mail.ru ДУХОВНАЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОЙ ДЕГРАДАЦИИ В статье рассматривается духовный кризис современного общества, картина которого сопоставима с эсхатологическими мировоззрениями различных религиозных систем. Причины, которые приводят к эсхатологическому разрушению мироздания, имеют специфический межсферный характер: от индивидуального до онтологического. Ключевые слова: Апокалипсис, Регнарѐк, духовное обмирщение, обесценивание нравственности, эсхатология, цена и ценность, жертвенность. Причины апокалиптического коллапса могут распространяться на социальную, духовную, нравственную жизнь, как индивида, так и общества. Это неслучайно, так как столетиями люди замечали, что именно приводит к разрушению общества. Первое, что хотелось бы отметить, это факт подмены ценностей в обществе. Особенно это можно заметить, если обратиться к нравственному аспекту. Аксиологическая девальвация, в частности моральная, отражается на всех уровнях человеческого бытия, и в первую очередь на взаимоотношениях. Человек не является изолированным существом, он пребывает в обществе, и его окружают другие люди, с которыми ему приходится по собственной воле или необходимости взаимодействовать. Мы склонны любить тех, кто способствует получению для нас блага и любит нас [19, с. 351]. Действительно человек стремится к благу для себя и старается избежать страданий. Однако часто под благом он подразумевает лишь получение сиюминутной выгоды или удовольствия, то есть вся его деятельность направлена на удовлетворение гедонистических желаний. Но благо охватывает не только первичные цели, но и конечные [19, с. 351]. Эти конечные цели есть нечто такое, ради чего человек достигает вторичных целей, и они при этом становятся средством для воплощения первичных. Но иногда индивид переосмысливает приоритеты, и детерминирует средство как цель. В такой архитектонике целеполагания даже другой индивид может стать средством для достижения собственных интересов, что по сути своей обесценивает его единственность и что недопустимо с моральной точки зрения. Второе, на что хотелось бы обратить внимание, это подмена понятий «ценность» и «цена». Матвеев П.Е. отмечает, что ценность сопричастна понятию цена, но, однако, они не тождественны [13, с. 27]. Так вещь может обладать ценой, но не иметь ценности, и наоборот иметь ценность, но не иметь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=