Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 43 ограниченность его возможностей; существование других людей; включенность его в определенный социокультурный контекст, а также внутренние противоречие между конечной целью фундаментального проекта Ŕ стать самодостаточным и сущностью сознания, которое служит ему основой, и непрестанно эту самодостаточность отвергает. Следовательно, крушение фундаментального проекта не случайность, а закономерность. Именно поэтому Ж.-П. Сартр называет человека «тщетной страстью», которая отнюдь не бесполезна. До тех пор, пока человек верит в возможность достижения абсолютной свободы и воплощает свой проект в жизнь, он изобретает самого себя и преображает окружающий мир: создает социальные структуры, нравственные ценности и т.д. В результате взаимодействия с психоанализом и философией М. Хайдеггера возникает собственная сартровская модель экзистенциальной онтологии. Мы считаем, что в ней мыслитель описал определенный вариант неподлинного бытия человека. В свою очередь, подлинное бытие в философии Ж.-П. Сартра выражается в двух формах. Первая форма Ŕ полноценное общение с «другим» Ŕ предполагает такое отношение к «другому», при котором учитывается его свобода. В результате крушения фундаментального проекта, человек убеждается в тщетности своего стремления стать Богом и добровольно ограничивает свою абсолютную свободу ради свободы «другого», в знак солидарности с ним. Неожиданным, но и важным итогом размышлений Ж.-П. Сартра оказывается его признание, что фундаментальный проект был также плодом ложного самопознания, фундаментальный проект есть бегство от реальности. В результате умственных усилий человек должен осознать, что подлинной реальностью обладает его абсолютная свобода и ответственность перед самим собой и другими людьми. Он не должен больше поддаваться ложным желаниям и страстям. Но сделать это крайне сложно, так как они подстерегают человека на каждом шагу, поэтому он должен быть начеку «готовый пересмотреть свои взгляды и действия, чтобы сохранить верность самому себе, своему призванию» [2, с.88]. Таким образом, Ж.-П. Сартр стремится сформулировать и обосновать принципы своего этического рационализма. Мы, в свою очередь, сомневаемся в том, что этический рационализм Ж.- П. Сартра возможен в действительности. На это есть три основные причины: во-первых, бессодержательность человеческого сознания. Философ утверждает, что сознание по своей природе пусто. Более того, оно стремится к разрушению любой структуры, с помощью которой его можно было бы объективировать («Я», характер, «природа» и т.д.). Затем из небытия сознания возникает фундаментальный проект, он после того, как исполнит свою роль архитектора человеческой сущности, уничтожается. Таким образом, сознание само запрограммировано на ликвидацию единственной структуры, позволяющей ему двигаться по направлению к цели, т.е. развиваться, усложняться и т.д., а не просто «течь». Кроме того, вместе с фундаментальным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=