Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 42 Помимо ограниченности в средствах (возможностях) и наличии «других», свобода человека должна мириться и с тем социокультурным контекстом, в который она включена. Т.М. Тузова раскрывает сущность взаимоотношений человека и общества следующим образом: «Если какая-то общественная структура, нравственная норма, социальное требование […] не поддерживается личностью […], то она [структура Ŕ В.М.] разрушается» [9, c. 108]. Несмотря на то, что социальные структуры ограничивают свободу человека, Ж.П. Сартр все же делает выбор в пользу их существования, так как они позволяют человеку реализовать свой творческий потенциал и остаться полноценной личностью. Если же человека лишить возможность творить, то он перестанет быть личностью, а общественная структура, не позволяющая человеку проявлять себя, в свою очередь, со временем разрушается и подлежит замене. Таким образом, развитие общества и развитие личности неразрывно связаны. Несмотря на критическое отношение Сартра к социальности как таковой, он признает, что она необходима человеку, дабы не превратиться в животное. В свою очередь, фундаментальный проект Ŕ это главное внутреннее ограничение абсолютной свободы человека. На наш взгляд, можно говорить об инстинктивной природе сартровского фундаментального проекта 1 , так как вечными двигателями ему служат жажда власти и стремление к превосходству. И если у А. Адлера человек, направляемый теми же страстями, хочет превзойти только окружающих его людей, то человек Ж.-П. Сартра хочет превзойти вообще всех людей Ŕ он мечтает стать Богом. Это во многом объясняет то, что конечная цель фундаментального проекта от человека зачастую скрыта, и он может только догадываться об истинном направлении своей жизни. Человеческое сознание опознает данное стремление, как жажду собственной целостности и законченности, этического совершенства. Фундаментальный проект, подобно базовому инстинкту в психоанализе, полностью господствует над человеком. Все в нем подчинено единственной и самой главной цели любого человеческого бытия Ŕ обрести завершенность и содержательность. Фундаментальный проект владеет даже человеческими эмоциями, так как они также управляются скрытой от сознания целью[3, c. 185]. Таким образом, в человеке не остается ничего действительно свободного. Абсолютная свобода, отданная во власть фундаментального проекта, трансформируется в неумолимый рок, а человек становится ее рабом. Но к счастью для человека, фундаментальный проект Ŕ это онтологическая структура человеческого бытия, парадоксальным образом обреченная на крушение. Ее разрушению способствуют совокупность внешних преград для реализации свободы человека в ситуации таких, как имманентная 1 В этом можно легко убедиться, если сравнить понимание бессознательного в психоанализе и понимание базового влечения в философии Ж.-П. Сартра. Сходство данных феноменов обнаруживается в совпадения двух характерных черт: во-первых, обе понятийные структуры выступают универсальным объяснительным принципом человеческого поведения; во-вторых бессознательное, так же как и дорефлективное сознание, не может быть полностью рационализировано.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=