Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 41 воспринимается сознанием как случайность, абсурд. Мир представляется бесформенной массой, бессистемным набором вещей и людей [6, с. 156]. Именно такой мир видится ангажированному феноменологической установкой сознанию, суть которой заключается в фиксации явлений, именно в том виде, в каком они возникли в сознании, не примысливая и не домысливая ничего со стороны [2, с. 34]. И оказалось, что такой мир глубоко чужд человеку. Мир не несет никакого «высшего смысла» Ŕ «цветущий плод оказывается гнилым» [1, с. 50]. Экзистенциальное озарение вопреки экзистенциальной философской традиции не наполняет существование человека метафизическим содержанием, а открывает перед ним бездну бессмыслицы. А сам по себе мир свободен от любых морально-нравственных и экзистенциальных определений в силу своей самодостаточности. Несмотря на то, что гармоничное слияние мира и человека принципиально невозможно, человек обречен искать встречи с миром для реализации своего фундаментального проекта. Мир и человек встречаются в ситуации. В философии Ж.-П. Сартра ситуация Ŕ это сплав субъективного и объективного: свободы человека и внешних обстоятельств, которые от него не зависят. Характерной чертой ситуации у Ж.-П. Сартра является то, что свобода реализуется только в ситуации, а в основании ситуации лежит свобода. У свободы человека в ситуации есть как внешние, так и внутренние ограничения. К внешним ограничениям относятся: спектр реальных возможностей, другие люди и социокультурный контекст. В свою очередь, внутренним ограничением человеческой свободы в ситуации является сам фундаментальный проект. Последовательно охарактеризуем данные ограничения. Выбор человека не произволен. Человек делает выбор в отношении тех возможностей, которые ему предоставляет ситуация. И сделанный выбор уже предполагает ответственность за него и налагает ограничения на абсолютность человеческой свободы. Следующее внешнее ограничение человека Ŕ это другие люди. У Ж.- П. Сартра «Другой» ограничивает мою свободу уже тем, что он существует. Поэтому Ж.-П. Сартр заявляет: «Конфликт есть первоначальный смысл бытия Ŕ для Ŕ другого» [4, с. 379]. Конфликт неизбежно возникает тогда, когда частью моей ситуации становится «другой». Его присутствие и его взгляд, направленный на меня, превращает меня в объект в его глазах. М.А. Киссель так раскрывает сущность отношений «Я» и «другого»: «Замкнутости моего внутреннего мира приходит конец, и я на опыте собственных переживаний углубляюсь в область межличностных отношений. Обращенный на меня взгляд может означать многое: от безграничного обожания до животной ненависти» [2, с. 74]. Причиной конфликта между людьми является желание сохранить свою свободу в присутствии «другого», нейтрализовать его или поставить на службу своей безграничной страсти к самоутверждению, таким образом спасти себя от превращения в объект [2, с. 74-75]. Такая система отношений между людьми непреодолима и для Ж.-П. Сартра единственно возможна, а так как человек не может существовать без «других», то «ад Ŕ это другие»[5, с. 556].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=