Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 35 «вселенского» одиночества. Экзистенциональный анализ в данном случае отличает не только масштабность Ŕ в переходе от характеристик социума на устройство мира в целом, но и обозначение более глубоких и антисоциальных следствий. Протагонист повести А. Камю «Посторонний» не верит ни в межличностные ценности (дружбу, любовь Ŕ для него это лишь средство разрушить монотонию, бессмысленность и абсурдность бытия), ни в источник мировой целесобразности Ŕ Бога или судьбу, но он вовсе не не впадает в отчаяние и не помышляет о самоубийстве, он просто равнодушен (к смерти матери, к собственной финальной участи), что и дает ему не только повод выживать, но и убивать. Как упоминал А. Шопенгауэр в своих «Афоризмах и максимах», к самоубийству склонны личности, слишком влюбленные в мир, который стал для них не соответствующим ожиданиям (что вполне коррелирует с суждениями Дюркгейма), но для героя Камю Ŕ мир «никакой», от него не стоит ожидать ни логики, ни сюрпризов. Однако на этом уровне еще улавливается сопряженность анализа с предыдущим вариантом интепретации аномичности (предложенного Дюркгеймом), если учесть провокационно- равнодушное поведение Мерсо на суде, назначившему смертную казнь, по сути, за равнодушие, небрежение социальными ценностями, что также можно рассматривать как нацеленность на суицид. Третья фаза развития аномизма (после классического варианта, представленного Дюркгеймом, и тем, что предложил экзистенциализм) репрезентируется фигурой одиночки, выбившейся из путаницы социальных и ценностных нитей, подчеркнуто не признающей их, но живущей по собственным законам (в данном случае концепт аномии ближе не дюркгеймовскому пониманию, но эпохе античных эллинистических школ). Начало положено российским придворным вольтерьянством, за чем последовал российский и ницшеанский нигилизм, апофеоз Ŕ арцибашевский «Санин» (имеется в виду роман М.П. Арцибашева «Санин», вышедший в 1890-е гг., популярность которого породила в массах читающей публики воззрения на жизнь, которые можно специфически именовать «санинством», в рамках чего жизнь не подразделяется на категории «героического» и «пошлого» [13]). Его отличие: не разочарование в обществе или мироустройстве, не уход от него, а презрение к таковым, провозглашение права на формирование индивидуальных законов и санкций, т.е. преодоление одиночества как разъединенности с обществом силой собственной жизненной позиции и убеждений. Общество культурно, экономически и аксиологически меняется? Нет единомыслия по поводу универсальности и общеобязательности исполнения системы норм морали? Так я создам для себя ее сам! (сартровский свободный выбор, но без ответственности за других). Санин, в отличии от Мерсо у Камю, не усматривает надобности в нравственных принципах, но попросту потому, что он их не признает как предрассудки и условности. Он равнодушен к самоубийству человека, которого лишил смысла жизни логикой собственных рассуждений, но сам же совершенно далек от мысли о самоубийстве. Симтоматично, что в конце романа герой выходит на случайно выбранной, понравившейся остановке поезда и идет через цветущее поле навстречу восходящему солнцу (не сравнить

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=