Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 30 дистанцирование духовной личности от «непросвещенной толпы» Ŕ феномен, перешедший впоследствии в культуру модерна первых десятилетий ХХ в. Существует иная точка зрения, согласно которой одиночество изначально сопутствует культуре в качестве неотъемлемого атрибута социального бытия. Так, например, Бен Мисюкович полагает, что направленность индивида к изоляции и одиночеству следует искать еще в примордиальных структурах, априори проникающих в дальнейшем в человеческое сознание. Данные структуры сохраняют свою устойчивость, несмотря на трансформацию своего выражения (изолированность, отчуждение, отсутствие общения и т. д.) и восприятия одиночества в его культурно- историческом измерении [2, с. 64-66]. В данном случае логика заставляет признать, что одиночество в современном его проявлении есть результат всего культурно-исторического опыта человечества. Определить понятие «одиночество» и просто, и нелегко. Так, исследователь Н.Е. Покровский пишет по этому поводу следующее: «Все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания». И далее: «Но что стоит за понятием «оторванность»? <...> Современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного и подчас принудительного общения Ŕ в городской толпе, в кругу семьи, в среде друзей». Одиночество ... «отражает тягостный разлад личности, господство дисгармонии, страдания, кризиса «Я» [3, с. 8]. Простота определения объяснима тенденцией интерпретации одиночества через его эмоционально-психологическую составляющую, переживание, однозначно оцениваемое негативно (что, отчасти, заимствуется и философской литературой, например, в одном из философских словарей читаем: «ОДИНОЧЕСТВО - состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др. людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.). В основном проявляется в трех формах: обыденной, экстремально-ситуативной и искусственной (экспериментальной и лечебной). Как психогенный фактор О. влияет на психику человека и вызывает появление острых эмоциональных реакций (в т.ч. тягостных переживаний, тревожности, депрессии, деперсонализации, галлюцинаций), изменение сознания и самосознания, индивидуальных и личностных особенностей человека» [4]. Однако с очевидностью ясно, что рассматриваемый феномен настолько сложен и многогранен, что суть его невозможно отразить средствами одной дисциплины или единственного подхода. Если абстрагироваться от одномерности психологической рецепции (деформации воспитания, психопатологические параметры, крайности педагогических воздействий и т. п.), главенствующее место в генезисе исследуемой проблемы (подчеркнем: в настоящее время приобретающую нарастающую по экспоненте остроту и актуальность, достаточно вспомнить, что в ХХ в. Н. Бердяев отнес ее к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=