Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 29 УДК 101.1:316 С.Е. Юрков (Тульский государственный университет) Тел.: (4872) 25-79-32, e-mail: tulgu_filosofia@mail.ru ОДИНОЧЕСТВО И ФАЗЫ АНОМИИ Рассматривается феномен одиночества, специфика подходов к его анализу с позиций философии и психологии. Исследуется трансформация аномии как сопутствующего явления одиночества, показывается, что аномия также эволюционирует в своей реализации в зависимости от социально-культурных условий. Ключевые слова: одиночество, коммуникация, общественные ценности, психология, экзистенциализм, нигилизм, аномия, фазы аномии. Одиночество Ŕ исторически устойчивый феномен. Он делается предметом внимательного изучения далеко не только в рамках психологии (чему посвящено большинство работ по данной проблематике, здесь одиночество освещается как социально-психологический феномен, зависящий от особенностей психики личности в аспекте ее эмоционального восприятия значимых жизненных событий: так например, ключом к разгадке преодоления или непреодолимости одиночества, выявленные среди молодых людей, могут служить надежды, возлагаемые на будущее [1, с. 405] и ряд многих других причин), его выражение обнаруживается в антропологических, социальных, коммуникативных, в целом, историко-культурологических функционалах. Будучи явным или неявным, осознанным и не осознанным, намеренным или вынужденным, хроническим или ситуативным, но, представленное в разных формах (уединение, отшельничество, отчужденность, эскапизм) одиночество находит свое место и на макроуровне Ŕ историческом фоне развития человечества, и на микроуровне Ŕ в пределах одного поколения (детское, подростковое, старческое одиночество) или конкретно-исторической эпохи, содержанию которой оно соответствует в различных вариантах. Одиночество неистребимо Ŕ даже в модусе контрадикторности (оппозиционности, нон- конформизма) оно вынужденно сопровождает культуру для поддержки ее эволюционирующего существования (выполняя роль хаотизирующего общественную структуру элемента с позиций синергетики). Имеются различные точки зрения на происхождение одиночества, равно как и его разновидностей (собственно одиночество, уединение, изоляция). Так И.С. Кон предлагает фиксировать отсчет его исторической наблюдаемости со времен возникновения индустриальной цивилизации, роста городов (чему логично соответствует позиция О. Шпенглера, выраженная по поводу начала массовизации культуры и ее вырождения в цивилизацию), что связывается мыслителем с усложнением внутреннего духовного мира личности и невозможностью выразить для окружающих богатство своих переживаний. Подобная ситуация породила эстетизацию одиночества (тем самым принимающего форму «уединения») и, соответственно, сознательное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=