Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 27 разновидность мировосприятия людей. С этих позиций религиозная вера предполагает мысленное удвоение мира на реальный, «тварный» и идеальный, божественный. Посюсторонний и потусторонний (трансцендентный). Из чего логически следуют поиски взаимодействий между этими двумя горизонтами существования мира и человека. По словам первого русского марксиста Георгия Валентиновича Плеханова (1856Ŕ1918), любая религиозность предполагает веру в сверхъестественное . Это, можно сказать, психологическая сторона религии, еѐ сугубо личностное измерение. С другой стороны, религия служит не только каждому верующему в отдельности, но и всему обществу. Она удовлетворяет глубокую потребность множества людей в некой сакрализации (освящении, ритуализации) каких-то моментов, сторон своей жизни. Здесь открывается другая Ŕ социальная сторона религии. Человеку свойственно поклоняться высшим силам, откупаться от опасностей судьбы. Наиболее естественные формы удовлетворения такого рода потребностей представляет собой религия. Богослужение в храме представляет собой демонстрацию солидарности единомышленников, сограждан. Их самых благородных помыслов и чувств. Дома или на улице, в центрах досуга и развлечений такого эффекта не добиться. Поэтому для многих верующих церковь Ŕ своего рода общественный клуб, где можно людей посмотреть и себя показать в наиболее выгодном свете. Такая народная психотерапия Ŕ молитва, исповедь, вся прочая обрядность поддерживают самоуважение личности, помогают преодолеть опасные переживания. В любой религии совмещаются нравственные и эстетические моменты. Призывы к добру и справедливости здесь звучат в блеске личных амулетов, красках икон, звуках литургии, пропорциях храмовых зданий, эффектности облачений священнослужителей и прочих произведений церковного искусства. Вера в некие святыни вбирает в себя длительную историю народа, традиции его культуры . Примерно так мне видится правильное согласование политических, юридических, педагогических, мировоззренческих ценностей, которые рождаются религией и смежными с ней областями духовной культуры, прежде всего наукой. Поэтому я лично с равным пиететом отношусь и действительно просвещенным иерархам церкви (вроде уже упоминавшегося митрополита Питирима (Нечаева), полноценной замены которому на горизонте нынешней РПЦ мне, к сожалению, не видится), и с выдающимся ученым скептикам вроде Виталия Лазаревича Гинзбурга. Пусть у каждого из них будет своя «паства», а государство обеспечит для подрастающих поколений наших сограждан свободный выбор примкнуть к той или другой позиции (или оппозиции). Литература 1. Кураев А.В. (диакон). Церковь в мире людей. 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. 542 c. 2. Щавелев С.П. «Дело краеведов ЦЧО» ГПУ СССР 1930Ŕ1931 гг.: церковно-религиозные мотивы обвинения // Наука и религия в современном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=