Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 26 осознанный выбор между целым спектром вариантов бытия и небытия. Речь идѐт не о мелочах нашего быта, а о важнейших устоях личности, переломных пунктах на еѐ жизненном пути. Осознанное человеком его собственное бытие можно назвать экзистенцией (лат. exsistentia). Согласно Мартину Хайдеггеру, экзистенция Ŕ это «бытие того сущего, которое открыто для откровенности бытия, в котором оно находится благодаря тому, что переносит еѐ» [6, с. 312]. Для усвоения такого рода экзистенциальных вопросов Ŕ быть или не быть? как быть? зачем именно так? Ŕ и предназначена религия (или еѐ антипод Ŕ атеизм). Без осмысления этих вопросов жизнь быстро превратится в полный мрак и абсурд. Растает воля к жизни. Только личный духовный опыт как субъективное переживание некоего откровения способен служить основанием для выбора той или иной разновидности веры (конфессии) или же неверия (свободомыслия). Верующий соотносит своѐ внутреннее состояние с внешним поведением, поэтому его вера по-своему реальна. Соответственно, иные душевные переживания поведут кого-то к отказу от религиозной веры. Поэтому навязать веру или безверие со стороны весьма затруднительно, особенно для психически здорового человека. Но отрицать реальность искренней веры вообще не приходится. Случаи ханжеского притворства здесь рано или поздно разоблачаются несоответствием декларируемых взглядов и поступков (Вспомним бессмертный образ мольеровского Тартюфа и тому подобных лицемеров). Понятие священного (сакрального) вообще-то шире религии. Священными, то есть предельно ценными для человека, обычно являются не только боги и храмы, но и родство, родина, здоровье, богатство, удача и много чего ещѐ в жизни и культуре. Но эти понятия тесно взаимосвязаны: именно религия социализирует, упорядочивает потребность людей в поклонении чему- то высшему, запредельному по отношению к их житейскому мирку. По изложенной причине Ŕ разницы критериев истины для разного рода выводов единая дефиниция религии невозможна и не нужна. Необходимо учесть разные, но самые типичные, причѐм сущностные еѐ определения. Даваемые, так сказать, извне и изнутри веры в Бога, с точки зрения науки и с позиций остальной культуры. Итак, первое Ŕ богословское определение религии даѐтся обычно с точки зрения неѐ самой. В этом случае имеется в виду путь к спасению человеческой души через еѐ единение с неким высшим творящим началом всего бытия. Проще говоря Ŕ вера в Бога и какие-то жертвоприношения ему. По словам русского философа, ставшего священником, Сергея Николаевича Булгакова (1871Ŕ1944), «религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом» [7, с. 12]. Недаром одна из возможных этимологий термина относит его появление к латинскому слову «religare» Ŕ «связь, объединение» (сторонников определѐнной конфессии между собой и с предметом их поклонения). Тут Ŕ антропология религии , то есть еѐ человеческое предназначение. Второе Ŕ научное определение религии предпринимается, что называется, со стороны, Ŕ с позиций гуманитарных наук (истории, социологии, культурологии), для которых религия Ŕ одно из общественных явлений,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=