Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 24 верах. Ясное дело, что катхлаварская кобыла, оторванная от песков еѐ родины и приведѐнная в западный Бенгал, захромает. … Поэтому в сердце своѐм я говорю, что все веры подобны лошадям. Каждая годится для своей родины Ŕ Но мой лама говорит совсем другое! Ŕ О, он старый мечтатель из Бхотияла…» [5, с. 257] Когда-то именно на религиозной основе появились и закрепились в большинстве регионов Земли главные достижения цивилизации Ŕ письменность, книжность, городская архитектура, изобразительное и музыкальное искусства, здравоохранение и многое другое полезное людям. Первыми писателями, историками-летописцами, архитекторами, иконописцами, философами, врачами нешаманского типа на Руси, положим, были лица духовного звания. Создатели славянской азбуки византийские монахи Кирилл и Мефодий, основоположник русского монашества Феодосий Печерский, его послушник Нестор-летописец, черноризец иконописец Андрей Рублѐв, реформаторы православия патриарх Никон и протопоп Аввакум, епископ-хирург Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), не так давно скончавшийся архиепископ Питирим (Нечаев), многие другие церковники стали просветителями и духовными лидерами русского народа. Ещѐ большее число деятелей национальной культуры вдохновлялись в своѐм творчестве религиозными идеями. Правда, не всегда канонически ими понимаемыми. Русская православная церковь имела серьѐзные претензии к первому философу России Владимиру Соловьѐву и ко Льву Толстому, к Николаю Лескову и Илье Репину. Как бы то ни было, все они творили в культурном круге православия, христианства. С другой стороны, та же самая церковь периодически практиковала нападки на отдельные проявления светской культуры, мирской жизни, доходившие до прямых репрессий действительных или мнимых противников веры, запрета передовых знаний и технологий, как якобы богопротивных. Ещѐ больше жертв принесли любому народу межконфессиональные распри, поощрявшие гражданские и захватнические войны. Русская православная церковь в отдельные моменты своей истории сжигала на кострах раскольников- староверов, эксплуатировала монастырских крестьян, освящала «крестовые походы» против «инородцев» Средней Азии, Сибири, Казахстана, Крайнего Севера, поставляла секретных осведомителей КГБ, поддерживала прочие тоталитарные действия властей. Надо признать, что сегодня церковь извлекает определѐнные уроки из своей собственной истории и постепенно отказывается от наиболее абсурдных сторон своей догматики, которая модернизируется (так Ватикан недавно оправдал Галилея и Джордано Бруно; православие осудило синодальную практику своего огосударствления от Петра Великого до Николая II; и тому подобные тѐмные страницы своего прошлого). Тем не менее, эти рациональные и толерантные тенденции современной теологии и церковной практики то и дело заглушаются необоснованными претензиями церковников на духовную монополию в культуре и образовании. На разного рода церковно-мирских мероприятиях (вроде Рождественских чтений, Русских соборов и т.п.) тон

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=