Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 23 говорить о чужаках? Они вообще не люди. Побольше бы их скальпов сушится в нашем вигваме. Мировые же религии с помощью тезиса о бессмертной, спасаемой для вечной жизни с Божией помощью душе человека вывели его судьбу из-под власти волчьих законов выживания сильнейшего. «Чем больше ты убьѐшь чужаков Ŕ тем лучше» Ŕ призывает соплеменников любой вариант язычества. «Око за око, зуб за зуб» Ŕ ограничивают кровную месть национальные религии. «Какой мерою мерите, такой и вам отмерится» Ŕ возразил герой Нового Завета христианства Иисус Христос на эту ветхозаветную норму. И призвал: «Простите и возлюбите врагов ваших». Вам же, дескать, от этого лучше будет. Заповеди религиозной морали не в силах, конечно, полностью раз и навсегда изменить к лучшему поведение людей. Преступления, обман, угнетение человека человеком остаются навсегда, но в свете религии меняется отношение к этим язвам жизни общественного мнения. Понятие греха, надежда на загробное воздаяние воодушевляют убогих людей, активизируют совесть их более сильных гонителей. Церковь во все времена выступает посредником между разными слоями общества, способствует примирению между ними, смягчению граней богатства и бедности, здоровья и болезни, удачи и несчастья. Даже Маркс соглашался со своим учителем Людвигом Фейербахом в том, что религия Ŕ «сердце в наш бессердечный век, дух бездушных порядков». Вместе с тем, отдельные конфессии и особенно некоторые церковники, проповедуя смирение и примирение, то и дело теряют чувство реальности и впадают в ханжество, демонстрируют узость кругозора и аллергию к прогрессу знания (как в случае с гонениями католицизма на все виды контрацепции, его же требование запретить аборты и научные опыты над животными, начиная с генной инженерии). Впрочем, их призывы такого рода небесполезны, поскольку заставляют относиться к прогрессу знаний и техники с большей осторожностью. Гораздо хуже церковные поощрения терроризма. «Священная война против неверных» Ŕ ужасная реальность многих веков истории и наших дней. Ценя свою религию, стоит ли почитать басурманами, безбожниками апологетов других вариантов веры? В лучшем романе Редьярда Киплинга «Ким» главный герой Ŕ ирландский мальчик, осиротевший младенцем и выросший в самой пѐстрой по народонаселению стране Ŕ Индии. Один из его наставников в Большой Игре (шпионской разведке на просторах Евразии), афганский пуштун, конский барышник Махбуб Али советует: «Среди сахибов никогда не забывай, что ты сахиб, среди людей Хинда всегда помни, что ты… Ŕ Он сделал паузу и умолк, загадочно улыбаясь. Ŕ Кто же я? Мусульманин, индус, джайн или буддист? … Ŕ Ты, без сомнения, неверующий и потому будешь проклят. Так говорит мой закон, или мне кажется, что он так говорит. Но, помимо этого, ты мой Дружок Всего мира, и я люблю тебя. Так говорит моѐ сердце. Все эти веры Ŕ всѐ равно что лошади. Мудрый человек знает, что лошадь Ŕ хорошая скотина, из каждой можно извлечь пользу. Что касается меня, то, хотя я хороший суннит и ненавижу людей [шиитов] из Тираха, я держусь того же мнения обо всех

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=