Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 20 комсомольцы обивали полы и стены сельских клубов. На металлолом шла церковная утварь, начиная с колоколов. Тысячелетние святыни русского народа оказались безжалостно поруганы. В образовании и просвещении на десятилетия утвердился малограмотный, но воинствующий атеизм. Прекращение, а затем и законодательный запрет государственного атеизма, возвращение церкви еѐ гражданских прав, реальное признание свободы совести для всех граждан Ŕ одно из важнейших завоеваний периода демократических реформ 1990-х годов в России. Раньше, в 1950-е Ŕ 1980-е годы, когда уголовные репрессии за веру поутихли, в случаях выявленного партийными органами крещения новорожденного, вообще посещения церковных служб студентов снимали со стипендии; за ношение крестика- тельника исключали из комсомола; выявленных среди студентов баптистов и прочих сектантов безоговорочно исключали из высшей школы. Осуждая вульгарный и воинствующий атеизм большевистского типа нельзя закрывать глаза на атеизм действительно научный, обоснованный теоретически и практически. Антирелигиозное свободомыслие в разных формах существует всегда. Представители настоящего, благородного атеизма относятся к богу или богам как к излишней гипотезе; они с уважением относятся к чужой вере в религиозные ценности; а осуждают лишь фанатизм и ханжество в этой связи. Критическое, культурное отношение к религии и церкви сегодня актуально как никогда, потому что на место старых догм тут на наших глазах (в 1990-е Ŕ 2010-е годы) приходят новые, не такие страшные, как те, но в свою очередь далѐкие от цивилизованных оценок рассматриваемого явления культуры и потому далеко небезопасные. Новые мифы о религии и особенно церкви выглядят зеркальным отражением прежних, советско-марксистских в демократизируемом мало- помалу сознании русских людей:  якобы роль религии в жизни общества постоянно растѐт ; церковная обрядность обязана освящать все стороны нашей жизни, иначе факты рождения, брака, покаяния, смерти приобретают почему-то сомнительный характер;  религиозные заповеди выдаются за синоним общечеловеческой морали ; неверующий человек будто бы не может быть вполне нравственным;  религия , в глазах многих, Ŕ символ национальной культуры ; в связи с чем предлагается богословская добавка к среднему образованию; наша конфессия представляется единственно правильной, остальные Ŕ ересями, с ними призывают бороться, изгонять их из России. Так, в муниципальных школах целого ряда областей страны теперь насаждают «уроки православной культуры», привлекая к их проведению и методическому обеспечению и церковнослужителей, и преподавателей государственных университетов. Даже если допустить полную добровольность посещения таких занятий (в нашей школе вообще трудно представимую), то само себе публичное провозглашение тезисов вроде: «Душа Ŕ христианка!», «Русская национальная школа Ŕ православная», тому подобных способно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=