Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 18 Ценностный дискурс в философии, науках и теологиях (их ведь столько же, сколько достаточно традиционных конфессий) не может миновать реального исторического опыта отношений религии и церкви с обществом, в том числе такой частью культуры развитого социума, как наука. Но упомянутый опыт в свою очередь составляет предмет бесконечных споров между представителями разных систем ценностей Ŕ старых и новых; консервативных, либеральных и радикальных; светских и клерикальных. Образуется замкнутый круг разных интерпретаций вроде бы одних и тех же смыслов. Вряд ли он будет когда-нибудь окончательно разорван и восторжествует нечто вроде глобального экуменизма внутри религиозной сферы культуры и вне ее Ŕ полное взаимопонимание религии с наукой, политикой, искусством, даже повседневностью. Но ослабить конфликтогенность этой «смысловой удавки» для нормализации развития духовной и материальной культуры должно быть возможно, в том числе путем философской рефлексии, попытку которой и представляет эта статья. Ведь вера, как давно известно, в своей культурной норме вовсе не противоречит разуму, а контролирует его там и тогда, где и когда выработанные разумом знания влияют на судьбы людей, на саму нашу жизнь. А влияния эти, как показал опыт последних столетий мировой истории, получаются самые разные, в том числе угрожающие самому бытию нашего мира. По словам нашего модного богослова, дьякона Андрея Кураева, «входя в храм, надо снимать шляпу, а не голову» [1, с. 541]. А, добавлю стихами Иосифа Бродского, «тот, кто плюѐт на Бога, плюѐт сначала на человека...». Ведь если нам перед лицом вечности не жалко самих себя, стоит пожалеть хотя бы других людей, которые нуждаются в таком утешении, которое даѐт им религия. Отдельный человек вполне может ни во что не верить и оставаться вполне нравственным и дееспособным. Но представить себе народ атеистов невозможно. Впрочем, религия Ŕ столь сложное явление личной и общественной жизни, что любая ее оценка останется односторонней и спорной. По крайней мере, вера в богов или Бога мало кого оставляет равнодушным и заставляет определять какое-то отношение к себе. При этом лучше избегать распространѐнных, к сожалению, крайностей. Обратим же внимание на две группы идейных искажений, извращений действительной природы и роли религии. Старые (для современной России) антирелигиозные догмы Ŕ плоть от плоти учения Маркса Ŕ Энгельса Ŕ Ленина Ŕ Сталина и иже с ними. От этапа к этапу развития и практического воплощения марксистской идеологии еѐ изначально атеистический характер нарастал (На этом историческом фоне предвыборные заигрывания нынешних лидеров КПРФ с православием выглядят просто смешно, а, по сути, кощунственно). Отношение марксизма и, в частности, советской власти к религии и церкви можно свести к следующим тезисам:  религия якобы не вечна ; в начале истории человечества был де безрелигиозный период; религия придумана жуликами для дураков; в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=