Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 17 УДК 234.2 С.П. Щавелев (Курский государственный медицинский университет). Тел.: 8-910-730-97-56, e-mail: sergei-shhavelev@yandex.ru ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РЕЛИГИИ: ОБЗОР ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИХ ОЦЕНОК  В работе формулируются принципы общественно-политической оценки религии и церкви в Советском Союзе и в России 1990-х – 2010-х гг. Для коммунистов религия устарела, а церковь реакционна. Вариации отрицательной оценки церкви в разные периоды истории советского государства не меняют этого факта. Русская «перестройка» переоценивает религию и церковь положительно. Религии возвращается статус символа национальной культуры и синонима морали. Прослеживается борьба канонической и скептической тенденций по этому вопросу в современной России. Различаются критерии утверждения и отрицания веры в Бога: эмпирические, теоретические и психологические. Тем самым проблема религиозно веры включается в контекст социальной эпистемологии. Ключевые слова: религия, ценности, знания, атеизм, клерикализм, гуманизм. Печерские иноки, выстроясь в ряд, Протяжно поют: аллилуйя! А братья княжие друг друга корят, А жадные вороны с кровель глядят, Усобицу близкую чуя... А.К. Толстой. Три побоища. В графе «преступленье» Ŕ епископ. В графе «преступление» Ŕ поп. И вся Ŕ многотысячным списком профессия в лагерь идет. За муки, за эти стигматы, религия, снова живи. И снова святые все святы. Все Спасы ŕ опять ŕ на крови. Б.А. Слуцкий.  Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-33-01018 «Духовная практика как философская проблема: онтологические, эпистемологические, аксиологические аспекты».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=