Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 14 грехи людей не лишали их этого возможного и доступного им блага. Грех ŕ это потворство телесным похотям; соблазны ŕ это ложное представление человека о своем отношении к миру; суеверия ŕ это принятое на веру ложное учение» [3, с. 76] . В итоговую книгу «Путь жизни» (1910) вошла окончательная версия концепции грехов, соблазнов и суеверий. Так, здесь Толстой выделяет пять основных грехов:  грех чревоугодия, который состоит из трех пороков Ŕ объедения, мясоедения и одурманивания;  грех половой похоти, или блуда;  грех тунеядства, или праздности;  грех корыстолюбия, или богатства;  грех гнева, или недоброжелательства. К пяти «родовым» грехам Толстой добавляет три вида соблазнов: соблазн гордости, соблазн неравенства и соблазн тщеславия; и пять видов суеверия: суеверие насилия, суеверие наказания, суеверие государства, ложная вера и ложная наука [1, с. 72]. В следующей части статьи мы рассмотрим, какими путями, согласно концепции Толстого, приходит зло. 2. Пути зла по Толстому Жизнь по закону любви не может быть утверждена неким внешним актом, это может быть результатом только внутреннего, индивидуального стремления человека: «Закон жизни человеческой таков, что улучшение ее как для отдельного человека, так и для общества людей возможно только через внутренне, нравственное совершенствование. Все же старания людей улучшить свою жизнь внешними друг на друга воздействиями насилия служат самой действительной проповедью и пропагандой зла, и потому не только не улучшают жизни, а, напротив, увеличивают зло, которое, как снежный ком, нарастает все больше и больше и все больше и больше удаляет людей от единственной возможности истинного улучшения их жизни» [2, с. 235]. Условие понимания Бога, по Толстому, заключается в любви и разуме: «Бог открывается одной любовью, но утверждается разумом [4, с. 413]… Разум есть орудие освобождения, проявление сущности души Ŕ любви [4, с. 357]». Возможность истинного улучшения жизни Ŕ это следование заповеди непротивления злу насилием, осознанный, рациональный отказ от насилия. Зло, по Толстому, тьма, скрывающая Бога. «Главное, и даже единственное в жизни Ŕ освобождение от тьмы (зла), скрывающего Бога, а никак не счастье мое, не успех мой, одобрение людьми моих дел» [4, с. 418]. Непонимание греха ведет к власти тьмы, что Толстой, например, показал в известном произведении «Власть тьмы», где один грех влечет за собой другие, каждый из которых все более тяжелый, чем предыдущий. Тем не менее, как уже было сказано выше, понимание и преодоление греха ведет к благу. Так в чем же, по Толстому, заключаются пути зла? «Злы, глупы и виноваты не люди, а зол, глуп и виноват только мир. [4, с. 414]», или, точнее, как говорит Толстой в работе «В чем моя вера?» Ŕ проводником зла

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=