Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 12 УДК 17.025 Ю.В. Назарова (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого) Н.А. Абрамова (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого) Тел.: (4872) 35-74-37; e-mail: fox353@yandex.ru СЕТИ ТЬМЫ: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ЗЛА В КОНЦЕПЦИИ Л.Н.ТОЛСТОГО В статье рассмотрен феномен зла в философии Л.Н. Толстого; анализируются понятия грехов, соблазнов и суеверий в концепции Толстого; раскрывается соотношения этих понятий по отношению к пониманию зла Л.Н. Толстым. Ключевые слова: зло; благо; грехи; соблазны; суеверия; непротивление злу насилием. Современный человек опутан сетями Ŕ сетями работы и развлечений, сетями долга и удовольствий, сетями любви и ненависти, сетями всемирной паутины, сетями ежедневного морального выбора, сетями зла и добра. «Сети устройства мирского» [2, с. 63] Ŕ так называл Л.Н. Толстой те пути, по которым вынужден бродить каждый из нас, бродить во тьме, иногда Ŕ бесцельно, иногда Ŕ освещаемый внутренним светом. Целью философии Толстого как раз и был поиск этого внутреннего света, помогающий найти выход из сетей тьмы, из сетей зла. В данной статье мы попытаемся ответить на вопросы: в чем заключалась феноменология зла в концепции Толстого? Каковы пути зла по Толстому? Эти вопросы как никогда актуальны и для современного человека, в период морального нигилизма и нравственной неопределенности. 1. Феноменология зла в концепции Л.Н. Толстого Концепция Толстого была сфокусирована не на определении зла, а на достижении блага. В его философских работах сложно найти четкое определение того, что же такое зло. В работах Толстого можно обнаружить описание грехов, соблазнов, суеверий Ŕ но является ли все это злом, как это соотносится со злом? Зло обретает конкретную форму лишь в художественных произведениях Ŕ как грех, влекущий за собой лавину трагедий, сметающий все на своем пути. Мелкая моральная ошибка, моральное заблуждение, моральная лень в этих произведениях порождают грех, и почти всегда Ŕ это неосознанный грех. Человек, упорствующий в своем грехе, не осознающий его, обретает все более тяжелые грехи, и так рождается зло. Мы можем наблюдать это в сюжете таких известных художественных произведений, как, например, «Власть тьмы»; «Дьявол»; «Крейцерова соната»; «Анна Каренина»; «Воскресение»; «Фальшивый купон» и т.д. Тем не менее, было бы неправильно обвинять Толстого в излишнем морализаторстве. Он, по сути, был оптимистом, видевшем в человеке только

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=