Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 117 • воспитание ценностной оценки к сторонам общественной жизни через побуждение к выражению эмпатии, сочувствия и содействия как проявления ценностных представлений об окружающем; • формирование умения проявлять в действиях, выражать в игровых и жизненных ситуациях общественно ценные представления, которые основываются на уважении к другому человеку и признании его как ценности; • формирование целостной картины мира на основе первоначальных ценностных представлений; • формирование личностных свойств на основе общественно значимых ценностных представлений. Таким образом, формирование личности старшего дошкольника предполагает выстраивание конкретной системы ценностных представлений. Ценностные представления дошкольников являются основным фактором и условием общественного развития, успешности обучения и воспитания в целом. Ребенок осваивает опыт регуляции своего общественного поведения и взаимоотношений с людьми согласно принятым в социуме ценностями, которые в структуре личности ребенка при грамотной педагогической поддержке переходят в ценностные представления. Для того чтобы определить насколько у детей старшего дошкольного возраста сформированы ценностные преставления был подобран ряд методик. Для начала детям предлагалось ответить на вопросы, которые позволили бы вывить, насколько ценностные представления широки и глубоки, какое место доступные для старшего дошкольного возраста ценности занимают в представлениях детей. Также к аждому ребѐнку раздавались листы бумаги, в центре которых символично изображались ценности: семья, родина, труд, человек и его жизнь, познание, красота, мир. Каждое изображение рассматривалось вместе с детьми и обозначалось словами. Затем давалась инструкция нарисовать вокруг этого изображения то, что раскрывает его более конкретно, без чего оно не может существовать, что отражает, описывает его различные стороны. Если это трудно, можно рассказать, описать словами. Данная методика была направлена на выявление понимания детьми содержательной стороны ценностей. Целью заключительной методики было определить значимость ценностей в жизни детей. Это задание было направлено на выбор поведения в воображаемых ситуациях. Для этого использовалось две группы рассказов. Первая группа рассказов раскрывает события связанные с чувствами другого человека. При этом детям предлагается описать переживания главного героя и затем завершить рассказ, его последующие действия. Героями второй группы рассказов являются сверстники, как близкие (друзья, партнѐры по играм), так и индифферентные, не признанные ребѐнком. Эти рассказы носят провоцирующий характер, побуждая ребѐнка сделать свой выбор. Проведенное исследование показало необходимость организации специальной работы по формированию ценностных представлений у детей старшего дошкольного возраста и дальнейшая целенаправленная педагогическая работа по формированию ценностных представлений должна

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=