Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 116 направления образовательной работы определяется не только и не столько информированностью детей о ценностях жизни, культуры, сколько развитием личностного интереса, желания воспринимать ценностно-ориентированный материал, обогащением детей новыми мотивационно-значимыми впечатлениями, образами окружающего мира, что лежит в области эмоциональной регуляции процесса постижения ценностей [1]. Важное место в приобщении дошкольников к ценностям имеют эмоции. Ребенок должен идти к постижению ценностей через эмоциональное принятие, личностное переживание их значимости, развитие отношения к различным областям миропознания и т. д. Ф ормирование ценностных представлений Ŕ это работа, прежде всего, в области эмоционального обогащения жизни дошкольников. Основой для ценностных представлений являются образы, которые служат источником рождения и воплощения эмоциональных проявлений детей, они оживляют внутренний мир ребенка и служат основой эмоционально- ценностного отношения к миру. Развитие ценностных представлений должно происходить в результате поэтапного постижения ценностей в процессе восприятия явлений жизни и переживания их содержания с последующим их преобразованием в индивидуальные, лично значимые, неповторимые образы [2]. Анализ психолого-педагогической литературы, помог определить, что процесс формирования ценностных представлений представляет собой становление ядра личности в виде иерархии ценностей человека, определяющей избирательность его поведения, мотивы и цели деятельности. Основываясь на опыте отечественной педагогики в области развития детей дошкольного возраста можно выделить различные уровни ценностных представлений у детей старшего дошкольного возраста: • образное постижение ценностей; • ценностная форма поведения, строящаяся на ценностных представлениях; • эмоционально-ценностное отношение к миру, основой для проявления которого служат также ценностные представления. Анализируя современный методической материал можно утверждать, что формирование ценностных представлений у дошкольников происходит в следующих направлениях: • развитие положительной эмоциональной реакции на проявления общественно значимых ценностных представлений; • развитие общественно приемлемых эмоциональных откликов, адекватных конкретной ситуации или игнорирования социально направленных ценностных представлений; • содержание ситуаций, которые способствуют открытому проявлению ценностного отношения к окружающим во взаимодействии с ними; • интериоризация общественно значимых ценностных представлений через узнавание знакомых ценностей в новых ситуациях; • обогащение активного словаря благодаря словам, обозначающих ценности и антиценности;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=