Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 115 осознанности и сформированности устойчивых элементов мировоззрения. Вместе с тем, как в отечественных (Лурия А.Р., Мухина В.С.), так и в зарубежных научных школах (Рокич М.) особое значение придают дошкольному периоду в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов. Исследователи определили, что процесс становления ядра личности Ŕ системы ценностных представлений и отношения к окружающему миру может осуществляться с позиции постижения и принятия образно насыщенного материала аксиологического содержания. Способность дошкольников «запечатлевать» нормы, ценности, правила, отношение к ним и образцы проведения позволяет реализовать работу по формированию ценностных представлений у детей, начиная с раннего детства и успешность данного направления образовательной работы определяется развитием личностного интереса, желания воспринимать ценностно-ориентированный материал, обогащением детей новыми впечатлениями, образами окружающего мира, что лежит в пласте эмоциональной регуляции процесса постижения ценностей [3]. Эмоциональное принятие информации важнейшим образом влияет на здоровье человека. Если человек испытывает благоприятные эмоция, обсуждая определенную тему, то и его самочувствие находится в комфортной зоне. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что формирование ценностных, значимых представлений об окружающем играет большую роль в сохранении здоровья и профилактике различных заболеваний как у взрослых, так и детей. Формируя ценностные представления необходимо учитывать возрастную специфику детей-дошкольников. В ряде работ выделены следующие основания для отбора ценностей, которые должны постигаться детьми на этом этапе жизнедеятельности: Ŕ ориентировка на духовные традиции общества; Ŕ опора на общечеловеческую культуру, историю социума и конкретного народа; Ŕ гуманистическое направление и индивидуальный подход; Ŕ ограниченность в количественном отношении и обобщенный характер постижения, обеспечивающий гармонизацию отношений человек- природа-общество. Данные основания позволяют выделить следующие ценности, отвечающие требуемым характеристикам и представляют ценностно- ориентационный аспект содержания обучения и воспитания дошкольников. К ним относится: Человек и его Жизнь, Семья, Труд, Знание, Родина, Красота, Мир. В этих ценностях представлены основные смысловые стороны жизни и культуры современного общества. Проблема своеобразия способов формирования ценностных представлений об окружающем мире у дошкольников принадлежит к числу важных и практикозначимых. Вместе с тем, несмотря на достаточное количество теоретического материала, в настоящее время не выделены в полном объеме продуктивные средства, методы перевода социально значимых ценностей в субъективно значимые, условия перевода ценностных представлений о мире на действенный уровень. Успешность данного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=